НБУ курс:

USD

41,99

-0,00

EUR

43,63

--0,01

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Дело утиль. Как упадет авторынок после введения утилизационного сбора

После введения в действие утилизационного сбора импортные легковые автомобили подорожают на 5-30 тыс. грн. Рынок просядет минимум на 20 тыс. авто в год


Перед уходом на каникулы депутаты проголосовали за введение экологического сбора на утилизацию старых автомобилей. Если этот закон будет подписан президентом, он вступит в действие с первого сентября. Новый налог планируют взимать с производителей и импортеров транспортных средств, но платить его придется покупателям, поскольку сбор автоматически будет включен в цену авто.

При базовой ставке сбора с легковых авто 5,5 тыс. грн. его размер будет рассчитываться по специальному коэффициенту — в зависимости от объема двигателя. Для новых авто он составит 0,86-5,5. Для импортируемых иномарок старше трех лет коэффициент может доходить до 11. Для грузовиков, автобусов и спецтехники базовая ставка сбора составляет 11 тыс. грн. Коэффициент — от 1,34 для новых машин, до 2,68 — для бывших в употреблении.

Собранные деньги (а это по подсчетам ассоциации "Укравтопром" более 2 млрд. грн.) обещают направить на создание в Украине полноценной системы приема, сортировки и переработки старых автомобилей. Впрочем, этот расчет сделан исходя из нынешнего уровня автопродаж. Но, к примеру, в "Ниссан Мотор Украина" считают, что по сравнению с 2012 годом, когда было продано 217,5 тыс. автомашин, в этом году рынок сократится минимум на 10%. "С учетом ситуации на рынке мы обязательно будем корректировать свои планы продаж, и 10% падения авторынка — это тот процент, который мы будем закладывать в эти планы", — заявил гендиректор "Ниссан Мотор Украина" Андрей Нестеренко. В следующем году эксперты ожидают как минимум 20%-ного падения продаж.

Кому это надо

Самое интересное в "налоге на утилизацию" то, что он распространяется не на всех. Автопроизводители и автосборщики, которые возьмутся обеспечить утилизацию транспортных средств, от экологического сбора освобождаются. В эту категорию попадают "Богдан", "Еврокар", ЗАЗ и Кременчугский автосборочный завод. Поэтому генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко убежден, что таким образом депутаты лоббируют интересы отечественного автопрома. "Введение утилизационного сбора приведет к подорожанию (новых легковых. — Ред.) автомобилей на 5,8-30 тыс. грн. Причем поднимут цены и украинские автосборщики. Таким образом они увеличат свой заработок", — утверждает Назаренко.

Однако в пресс-центре корпорации "УкрАВТО" "Инвестгазету" заверили, что стоимость автомобилей украинского производства не изменится. Одновременно объясняя, что отечественные производители не только защищают свой внутренний рынок, но и "создают цивилизованные, европейские условия работы" в стране — на что и направлены новые законодательные изменения. Примерно так же высказалась и начальник управления маркетинга ПАО "АвтоКрАЗ" Инна Близнюк. Признав, тем не менее, что введение утилизационного сбора приведет к перераспределению покупателей в пользу украинских производителей и компаний, которые занимаются крупноузловой сборкой. "Это будет особенно ощутимо первые шесть месяцев, — считает Близнюк. — Хотя смены лидеров на рынке, скорее всего, не будет".

Помимо всего прочего, введение сбора на утилизацию может помочь решить автопроизводителям проблемы с импортом в Россию. Дело в том, что после введения в РФ утилизационного сбора украинские автомобилисты практически потеряли этот рынок. Теперь у них появились варианты не платить этот сбор при экспорте. Так, в корпорации "Богдан" в конце прошлой недели заявили, что готовы организовать утилизационное производство для партнеров из России — с тем, чтобы добиться взаимной отмены этого сбора. "Это позволит выровнять утраченные рыночные позиции — как украинским автопроизводителям в РФ, так и российским авто на рынке Украины", — говорится в официальном заявлении корпорации.

К сожалению, никто из украинских автопроизводителей не смог ответить на вопрос, насколько вырастет отечественное автопроизводство после введения утилизационного налога. Но почти все подтверждают, что это усилит позитивную динамику в секторе, которая наблюдалась после введения в действие 13 апреля спецпошлин на иномарки ("Инвестгазета" №13, 2013 г.). Так, бренд ЗАЗ уже второй месяц является лидером продаж (1521 проданных в июне авто), опередив Hyundai (1318) и Toyota (1073). А корпорация "Богдан" в том же июне увеличила производство на 67,7% год к году.

Кроме того, нововведение будет способствовать расширению в стране крупноузловой сборки. Правда, тут есть одна "тонкость": по закону автосборщики за три года должны наладить полноценное производство хотя бы одной модели. В противном случае им придется заплатить сбор за все авто, собранные и проданные в течение этих трех лет.

Хотели как лучше

В ассоциации "Укравтопром" подсчитали, что в первый год после введения экологического налога бюджет Украины получит дополнительно 2,2 млрд. грн. Но Олег Назаренко называет такие надежды слишком радужными. По мнению эксперта, после введения утилизационного сбора объем продаж просядет примерно на пятую часть. Не ожидает он и скачка спроса в период, предшествующий вступлению закона в силу — по его словам, лимит "упреждающего спроса" был исчерпан перед вступлением в действие спецпошлин.

Кстати, в ВААИД нашли в тексте принятого проекта немало "блох". Например, в нем не прописаны критерии, по которым транспортные средства должны отправляться на переработку. "По закону (инспектору ГАИ. — Ред.) можно будет остановить любой автомобиль, заявить, что он представляет угрозу для окружающей среды, и отправить его на утилизацию. Но это нонсенс", — говорит Назаренко. Глава ассоциации убежден, что из-за подобных недоработок законы о введении утилизационного сбора будут ветированы президентом. И рассчитывает за то время, пока парламент будет на каникулах, добиться для импортеров права самостоятельно наладить утилизацию в Украине — с тем, чтобы избежать уплаты сбора. Цена вопроса 4-6 млн. евро за один утилизационный центр — это стоимость двух-трех автоцентров, что вполне по средствам импортерам и дилерам. Впрочем, последнее маловероятно. Дело в том, что утилизационный сбор (несмотря на все заявления об экологии и безопасности) все же преследует другую цель. О чем, кстати, на прошлой неделе прямо заявил министр доходов и сборов Александр Клименко. "Цель этого закона — поддержка нашего товаропроизводителя", — сказал он, комментируя нововведение. Другими словами, даже если президент вернет закон в парламент на доработку, после внесения правок импортерам вряд ли удастся противостоять их принятию.