НБУ курс:

USD

42,16

+0,03

EUR

43,50

+0,13

Наличный курс:

USD

42,53

42,43

EUR

44,19

44,00

"Днепроспецсталь" делят на троих

В начале июля состоялось собрание акционеров ОАО "Днепроспецсталь", ставшее очередным этапом в борьбе за предприятие между влиятельными бизнес-группами. Часть акционеров считает собрание нелегитимным. С этой точкой зрения согласны и власти. В частности, Г

В начале июля состоялось собрание акционеров ОАО "Днепроспецсталь", ставшее очередным этапом в борьбе за предприятие между влиятельными бизнес-группами. Часть акционеров считает собрание нелегитимным. С этой точкой зрения согласны и власти. В частности, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) в лице первого заместителя исполнительного секретаря Андрея Портнова оценила собрание на "Днепроспецстали" как "проведенное с нарушением закона". Эксперты фондового рынка не исключают, что правление "Днепроспецстали" могло сознательно пойти на нарушение законодательства, чтобы "утопить" проблему в длительных судебных разбирательствах. А до тех пор, пока дело не будет разрешено по существу, предприятие останется под контролем нынешней команды менеджеров

События последних месяцев дают веские основания полагать, что "Днепроспецсталью" управляет уже не одна "команда", а целых две. Еще до недавнего времени комбинат контролировался известным бизнесменом Константином Григоришиным, которого в прессе обычно называли "русским". На самом деле г-н Григоришин и его бизнес-партнеры представляли интересы исключительно "оффшорного" капитала, который не имеет национальности по определению.
Впрочем, судя по прошедшему 3 июля собранию акционеров, "круг претендентов" на контроль над "Днепроспецсталью" существенно расширился. Вторую "команду" представляет Александр Дементиенко, выступающий от имени оффшорной компании Craftex (Британские Вирджинские острова), владеющей 15,0142% акций предприятия. Здесь необходимо добавить, что в Днепропетровске и Луганске г-н Дементиенко известен как один из топ-менеджеров группы компаний "Интерпайп" и вице-президент "Луганского энергетического альянса".
Эксперты полагают, что появление г-на Дементиенко на "Днепроспецстали" и, тем более, избрание его членом наблюдательного совета ОАО нельзя назвать "случайным". Во-первых, аналогичные события произошли в апреле 2003 г. на собрании акционеров "Днепроблэнерго". Там интересы "Группы "Энергетический стандарт", которая ранее контролировалась Константином Григоришиным, представляла Лилия Млынарич, также известная как топ-менеджер группы компаний "Интерпайп". Во-вторых, по словам одного из миноритарных акционеров "Днепроспецстали" собрание (3 июля — прим. авт.) должно было избрать председателем наблюдательного совета комбината не Игоря Куйду из "команды" Григоришина, а именно Александра Дементиенко.
Поэтому можно констатировать, что борьба за "Днепроспецсталь", которую ранее вели между собой Константин Григоришин и его бывшие партнеры по консорциуму "Металлургия", еще сильнее обострится в ближайшее время. Теперь в конфликте будут принимать участие не две, а три стороны, представленные квалифицированными специалистами по "корпоративным войнам" и не менее талантливыми юристами.
Кстати, с точки зрения юристов, позиция, занятая правлением комбината и теперь уже новыми членами наблюдательного совета, не выдерживает никакой критики. Адвокаты, представляющие интересы миноритарных акционеров "Днепроспецстали" — компаний Punchel Investments и Fulway Consultants, которые, соответственно, владеют 16,5197% и 11,0131% акций предприятия, так высказались о сложившейся ситуации: "Ссылка Николая Старых, председателя мандатной комиссии, на Закон Украины "О национальной депозитарной системе и особенностях обращения ценных бумаг в электронном виде" — неправомерна. Действительно, в этом законе написано, что "подтверждением права собственности на ценные бумаги является сертификат, а в случае обездвиживания ценных бумаг или их эмиссии в бездокументарной форме — выписка по счету в ценных бумагах, которую хранитель обязан выдавать собственнику ценных бумаг". Но, во-первых, выписка по счету выдается только собственнику ценных бумаг, а никак не их эмитенту. Во-вторых, закон четко различает понятия "реестр счетов" и "реестр акционеров". Не заметить этого невозможно. Поэтому можно вполне согласиться с мнением экспертов фондового рынка, что нынешнее руководство "Днепроспецстали" сознательно пошло на нарушение закона".
Действительно, как свидетельствовали участники собрания 3 июля, в зал "Днепроспецстали" пускали не всех акционеров. Охрана комбината строго руководствовалась некими неофициальными списками, не обращая внимания ни на какие другие документы. Так, в частности, в зал собрания не были допущены миноритарные акционеры — О. Кулай, представлявший компанию Mildenholl Ltd., и Д. Бурля. Других "нежелательных" акционеров охрана попросту выводила из зала без всяких объяснений.
Поэтому О. Мисюра, заместитель начальника контрольно-правового управления ГКЦБФР, был вынужден написать в "Протоколе проведения контроля за регистрацией акционеров для участия в общем собрании" следующее: "Регистрация… осуществлялась на основании сертификатов акций, что является нарушением ст. 41 Закона Украины "О хозяйственных обществах", и на основании "сводного учетного реестра счетов собственников ценных бумаг", который предоставила компания-хранитель "Межрегиональный фондовый союз".
Эксперты ГКЦБФР прокомментировали итоги собрания акционеров на "Днепроспецстали" так: "Конечно, при подобных явных нарушениях собрание акционеров незаконно. При этом следует особо отметить тот факт, что руководство ОАО оправдывает нарушение одного закона ссылкой на другой закон, который тут же и нарушает. Кроме того, недопустимо передавать эмитенту сводный реестр счетов, раскрывая тем самым, без согласия владельцев акций, структуру акционерного капитала! За такие "фокусы" в цивилизованных странах сажают в тюрьму, и, между прочим, правильно делают".
Надеяться на то, что точку в затяжной борьбе за право контроля над ОАО "Днепроспецсталь" поставит суд, пока рано. Украинское корпоративное право — предмет, весьма сложный не только для изучения в юридическом вузе, но и для применения на практике. Тем не менее, опыт показывает, что в корпоративных войнах побеждают не те, кто нарушает законы, а те, кто, наоборот, соблюдает их буквально.