- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Добраться до глубин
Зачем компания Knauf купила карьер по добыче гипсового камня в Тернопольской области.
Строительный бум в Украине продолжается, и вместе с ним растут инвестиции в производство необходимого сырья и материалов. Собственники предприятий предпочитают выкупать карьеры, чтобы не зависеть от сторонних поставщиков, и планируют зарабатывать на поставках сырья на экспорт. Последней крупной инвестицией стало строительство немецкой компанией Knauf собственного карьера гипсового камня "Скала" на базе Шишковецкого карьера в г. Борщеве Тернопольской области. Компания потратила на реализацию проекта около $10 млн., вложенные средства планируется окупить за 10 лет. "Открытие нового горнодобывающего комплекса усилит обеспечение гипсовым сырьем предприятия компании Knauf, а также цементные заводы Западной Украины и Беларуси. Примерно 50% добытого в карьере гипсового камня будет отправлено на экспорт", — говорит генеральный директор ООО "Кнауф Гипс Киев" Александр Гавриш. На базе карьера создан современный горнодобывающий комплекс и участок для загрузки железнодорожных вагонов. "Добычу гипсового камня на Шишковецком карьере планируется довести до 500 тысяч тонн в год", — отмечает специалист. Однако экспортировать готовую продукцию компания пока что не планирует. Производство, например, гипсокартона ориентировано на внутренний рынок, где из-за строительного бума образовался дефицит продукции и до 30% спроса покрывается за счет импорта. Поэтому в перспективе на базе Шишковецкого карьера будет построен новый завод компании Knauf по производству сухих строительных смесей и завод по производству гипсокартонных плит, что полностью обеспечит потребности западного региона Украины. Сумма инвестиций на строительство заводов может составить порядка $100 млн. Сегодня часть гипсового камня, добытого в Шишковецком карьере, будет использоваться киевским предприятием по производству гипсокартонных плит "Кнауф Гипс Киев". А в перспективе гипсовый камень также будет направлен на удовлетворение потребностей будущего завода гипсокартонных плит и сухих смесей, строительство которого планируется в г. Фастове Киевской области.
Гипсовое будущее
Но Knauf далеко не единственная компания, занимающаяся добычей гипсового камня. Ближайшим ее конкурентом и вторым по величине на рынке является еще один международный концерн — французская компания Lafarge. Одно из ее подразделений "Лафарж Гипс" также разрабатывает собственные залежи гипсового камня. "У нас есть собственная гипсовая шахта в Артемовске, которой компания владеет еще с 2001 года. Объем запасов составляет 140 млн. тонн, и при самой активной разработке этого гипса нам хватит на несколько десятилетий", — говорит председатель правления Андрей Иммореев. При этом компания также собирается строить собственное производство. "В конце года мы планируем завершить первую очередь завода по производству гипсокартона в Артемовске, который строим на базе нашей шахты. Первая очередь производства будет обладать мощностями по выпуску 15 млн. кв. м гипсокартона в год, к тому же на предприятии планируется наладить производство сухих строительных смесей мощностью 40 тыс. тонн в год. Размер инвестиций в строительство первой очереди завода — 30 млн. евро, — поделился планами господин Иммореев, и добавил: — После запуска производства мы планируем прочно занять второе место в Украине по производству гипсокартона". В то же время "Лафарж Гипс" не собирается открывать новые карьеры или шахты: в компании сообщили, что для обеспечения внутреннего рынка им вполне хватит уже имеющейся шахты и строящегося завода. Поэтому основной целью, определенной на ближайшие три года, является активное вливание инвестиций в отечественные мощности, а также их увеличение. Что же касается вопроса покупок уже готовых производств по выпуску материалов на основе гипса, то Lafarge в данный момент не видит для себя такой возможности. "Дело в том, что их в Украине просто нет", — сообщили на предприятии.Довольно активно развиваются в направлении открытия собственных производственных мощностей и другие игроки рынка. "Четыре года назад "Хенкель Баутехник (Украина)" открыл второй производственный завод. В этом году планируется открытие еще одного предприятия по производству сухих строительных смесей в южном регионе страны, где предполагается производить 220 тыс. тонн ассортиментной продукции в год. Для реализации этого проекта мы намерены инвестировать до конца года 10 млн. евро", — рассказывает Дитер Кноль. Максим Гуменюк, генеральный директор компании "Слобожанська Будівельна Кераміка" (СБК), также рассказал, что его компания рассматривает возможность приобретения нескольких предприятий в Украине. "Мы готовим и собственные инвестиционные проекты по созданию новых производственных мощностей в разных регионах Украины. Один из таких проектов уже реализуем: в настоящее время компания строит завод по производству поризованных керамических блоков в Киевской области. Кроме того, мы модернизируем существующие производственные мощности компании в Ромнах и Харькове", — поделился он.Обвала не будет Несмотря на большие инвестиции, потребителям стройматериалов вряд ли стоит ждать снижения цен. На рынке сегодня царит время производителя, и до насыщения спроса еще далеко. "Сейчас в Украине наблюдается строительный бум, и необходимость в стройматериалах растет. В некоторых сегментах даже наблюдается острый дефицит. Такая ситуация на рынке позволяет производителям повышать цены",– отмечают аналитики. "Принимая во внимание постоянно растущий спрос на гипсокартон, можно утверждать, что любая компания, запуская свой собственный карьер, который дает возможность получать дешевое и качественное сырье и повышать объемы производства, должна увеличить свою долю на рынке. При этом если говорить о ценах на качественный гипсокартон, увеличение предложения никоим образом не повлечет их снижения, так как в условиях дефицита потребительский спрос продолжает расти", — утверждает господин Гуменюк. Этой же позиции придерживается и Андрей Иммореев: "Судя по темпам роста рынка строительных материалов на основе гипса и развития производств, ожидать падения цены на эту продукцию не стоит, но и особого повышения, на мой взгляд, не будет. Вероятно, цена в итоге стабилизируется на сегодняшнем уровне или изменится незначительно".Представители компании в свою очередь утверждают, что можно ожидать некоторого удешевления конечного продукта за счет снижения транспортных расходов, так как производства открываются возле добычи сырья. Но скорее это отобразится на прибыли производителя, чем на ценах.