Догнать Гондурас

Александр Кардаков, председатель наблюдательного совета компании "Октава Капитал", основатель компаний "Инком" и "Датагруп", об изменениях в бизнесе в 2010 году и о том, чего ждать дальше

уже как-то сам по себе привык на стыке двух календарных периодов переосмысливать события прошедшего года и думать о будущем. Очередное погружение в себя принесло плоды в виде личной стратегии, а также нескольких мыслей, которыми захотелось поделиться. Почитал свои колонки за последние пару лет, порадовался хорошим мыслям, отметил развитие и сделал для себя несколько выводов касательно изменений в бизнесе, подходах менеджмента, а также личных предубеждениях.

Итак, что изменилось в менеджменте?

Горизонты планирования

Конечно, мы всегда просчитываем, на чем будем зарабатывать в будущем. Но вспомните! В кризис доходы падают — падают потому, что потребитель готов платить только за то, что для него сейчас жизненно необходимо. Соответственно и компаниям, чтобы выжить, нужно предлагать нечто, без чего они не смогут этого сделать. Мне повезло, часть моих компаний (например, "Датагруп") работают в сегментах, которые принадлежат как раз к числу счастливцев, чьи продукты востребованы. А вот остальным пришлось очень серьезно пересматривать продуктовые линейки. И в такой ситуации были многие компании. Нужно было очень оперативно придумать и создать новые актуальные продукты, чтобы вписаться в месяц/квартал.

Мы возвращались к более длинным промежуткам планирования через финансовую составляющую. Да… деньги мы научились считать гораздо тщательней. Именно финансовое планирование стало более долгосрочным, а мы стали учитывать риски и погрешности в выполнении планов. Работа в этот сложный период многому нас научила, в том числе ведению переговоров на партнерских началах с финансовыми учреждениями.

Для многих ключевая задача 2010 года состояла в способствовании перераспределению рынка в сегментах: расширению присутствия в уже занятых нишах, а также вхождению в новые, которые разрабатывались ранее. Как следствие наш (и не наш J) бизнес опять начал укрупняться. Аптечный, сотовый, IТ, игорный, "сладкий" и фитнес, а также, конечно, финансовый и страховой бизнесы потянуло на консолидацию.

Причин тому немало:

1. Потребитель доверяет крупным компаниям, особенно в В2В, где чем крупнее бизнес, тем качественнее услуги.

2. Сокращение затрат на маркетинг на фоне усиления роли брендов логично приводит к тому, что менее известные марки выживают более сильные.

3. Большие компании выжили с рынка и частично выкупили средние. Если ранее крупный бизнес предпочитал позиционироваться в премиум-классе, то после наступления кризиса основной оборот переместился в средний ценовой сегмент и сегмент "эконом плюс". Не побрезговав, крупные игроки стали играть на поле средних компаний и просто отобрали у них рынок, скупая иногда по дешевке их остатки.

4. Розничные сети и сервисный бизнес таким способом могут защищаться от экспансии иностранных компаний, особенно от заметно активизировавшихся российских игроков, чей приход влечет за собой передел рынка и ужесточение борьбы за покупателя.

5. В некоторых отраслях укрупнение связано с политическими изменениями. Контроль в них постепенно переходит в руки крупных игроков, поддерживающих новую власть.

Кстати, о политике. В этом году я расстался с предубеждением, что в нашей стране можно существовать отдельно от политических процессов.

Самой большой проблемой в области рисков ведения бизнесов в Украине является наша власть. А если говорить точнее — отсутствие выработанных ею понятных и прозрачных условий для ведения бизнеса в более-менее долгосрочном периоде. Наша власть, вне зависимости от "цвета", непоследовательна, необязательна и непостоянна.

Но даже не это главное, уже научились приспосабливаться ко всему. Доходит просто до абсурда. И есть большое желание отделить страну от государства по примеру того, как 500 лет назад была отделена от государства церковь. После чего начинать догонять Гондурас, используя бизнес-подход, ведь в рейтинге конкурентоспособности эта страна уже обогнала Украину.