НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Долгожданный администратор

На рынке негосударственного пенсионного обеспечения кипит работа по созданию администраторов НПФ. Хотя на сегодняшний день ни один из потенциальных администраторов не получил лицензию, участники рынка и Госфинуслуг уверены, что большинство из них сможет р

На рынке негосударственного пенсионного обеспечения кипит работа по созданию администраторов НПФ. Хотя на сегодняшний день ни один из потенциальных администраторов не получил лицензию, участники рынка и Госфинуслуг уверены, что большинство из них сможет развернуть работу уже в начале нового года

Работа по созданию администраторов пенсионных фондов активизировалась лишь в начале осени. Такой запоздалый ход событий был обусловлен рядом объективных причин. С одной стороны, необходимая нормативная база, регулирующая деятельность администратора, была сформирована сравнительно недавно. Так, Положения Госфинуслуг об осуществлении деятельности по администрированию негосударственного пенсионного фонда и о порядке получения лицензии администратора были приняты в августе. С другой стороны, задержка была вызвана сложностями разработки программного обеспечения. Несколько компаний взялись за создание программного продукта еще прошлым летом, но первые результаты их работы появились только сейчас.

Шаг за шагом

В процессе создания администратора можно выделить несколько этапов. Сначала формируется его уставный фонд (не менее 300 тыс. евро по законодательству). После регистрации предприятия как юридического лица для допуска на рынок ему будет необходимо пройти еще два этапа: внесение в реестр финансовых компаний и собственно получение лицензии. Длительность этих этапов одинаковая (не дольше 30 дней), но второй из них является более трудоемким. Для внесения в реестр финансовых учреждений потенциальный администратор подает в Госфинуслуг полный пакет необходимых для этого документов. Затем Комиссия проверяет их на соответствие законодательству и при положительных результатах проверки вносит компанию в реестр. Лицензирование предполагает выполнение компанией намного более существенных требований: наличие квалифицированных сотрудников (не менее трех), собственного либо арендованного на срок не менее трех лет помещения и т.д. Однако самыми жесткими, по мнению экспертов, являются требования к программному обеспечению администратора.

Сегодня на рынке представлено несколько продуктов, разработанных ведущими украинскими IT-компаниями. Их стоимость, в зависимости от бренда, варьируется от $50 тыс. до $200 тыс. На сегодняшний день в Комиссии выработана следующая схема проверки программного обеспечения администратора. Сначала разработчики вместе с потенциальным администратором проводят в Комиссии презентацию программного продукта. Основные критерии оценки — эффективность организации бизнес-процессов, наличие необходимых функциональных блоков, надежность обеспечения, соответствие прописанным в законодательстве нормам. По результатам презентации организуется выездная проверка. Нужно отметить, что методика оценки и проверки программного обеспечения администратора НПФ еще не выработана окончательно. "Мы планируем создать специальную комиссию совместно с участниками рынка и специалистами из Института кибернетики им. В.М. Глушкова, чтобы усовершенствовать действующую на сегодняшний день схему проверки, выработать более четкие критерии оценки. Создавая такую комиссию, мы также хотим добиться большей прозрачности процесса лицензирования для участников рынка", — рассказывает Андрей Рыбальченко, член Госфинуслуг, начальник департамента негосударственного пенсионного обеспечения.

Программное обеспечение администратора состоит из нескольких крупных блоков, выполняющих различные функции: персонификацию участников фонда, ведение реестра активов, расчет чистой стоимости активов, бухгалтерский учет пенсионных фондов, подготовку отчетности. Также обязательно наличие аналитического блока, который обеспечивает проведение актуарных расчетов, то есть оценку способности фонда выполнить свои обязательства перед будущими пенсионерами. "Сложность таких программ обусловлена необходимостью организовать эффективное взаимодействие между всеми субъектами пенсионной системы, связанными с администратором. Один администратор может обслуживать несколько пенсионных фондов, у каждого НПФ может быть несколько компаний по управлению активами и т.д.", — поясняет Юрий Бурков, руководитель проектов корпорации "Квазар-Микро".

Взаимодействие между администратором, компанией по управлению активами и хранителем должно происходить ежедневно, практически в режиме он-лайн. В Комиссию отчетность предоставляется раз в квартал. "Я думаю, что на этапе формирования рынка, пока объемы активов невелики, такая частота может считаться приемлемой. Злоупотребление проверками сейчас неуместно, ведь компании только начинают строить свой бизнес. Кроме того, система контроля на рынке финансовых услуг находится на этапе становления, и мы должны учитывать имеющиеся у Комиссии ресурсы", — комментирует Андрей Рыбальченко.

Бизнес на будущее

На сегодняшний день в реестр финансовых учреждений внесено 22 администратора НПФ, однако ни один из них пока не имеет лицензии. Оценить потенциальное количество администраторов, востребованное на рынке, эксперты пока затрудняются. "Дебаты на эту тему ведутся очень давно, однако называть точные цифры пока не имеет смысла, — говорит Андрей Рыбальченко. — Понятно, что в первое время создание администраторов во многом будет обусловлено данью моде, но со временем рынок проведет отбор, и выживут самые конкурентоспособные компании, т.е. те, которые смогут привлечь наибольшее количество участников".

Подавляющее большинство реестра составляют уже действующие компании по управлению активами, и лишь несколько администраторов создано исключительно для обслуживания одного крупного корпоративного фонда. Главное преимущество совмещения КУА и администратора — сосредоточение комиссионных отчислений на обслуживание фонда в одной компании — чревато усложнением программного комплекса, слабо выраженной специализацией и как следствие — ухудшением качества услуг. Правда, совмещать — дешевле с точки зрения затрат на создание: "два в одном" должны иметь "уставник" в полмиллиона евро, т.е. на 100 тыс. евро меньше, чем учреждая обе структуры по отдельности.

Создание "чистого" администратора, учитывая требования к размеру уставного фонда и стоимость программного обеспечения, обходится в среднем в полмиллиона долларов. По подсчетам Комиссии, для содержания столичного администратора со штатом 30 — 40 человек потребуется около 1,5 млн. грн. в год. Таким образом, годовые поступления в НПФ, способного содержать такого администратора, должны быть не менее 70 млн. грн. Исходя из размеров минимального взноса на одного участника (50 грн. — 10% от средней заработной платы), можно подсчитать, что количество участников такого НПФ должно быть 100 тыс. человек. По словам экспертов, привлечь стольких участников вполне реально на протяжении первых двух-трех лет работы администратора. Очевидно, что в течение этого срока администрирование не будет приносить ощутимой прибыли. Что же заставляет компании выходить на этот рынок?

"Обслуживание НПФ не обещает быстрого покрытия всех затрат и получения сверхприбыли. Этот механизм привлекателен, прежде всего, тем, что он должен быть долгоживущим. Вы сейчас делаете инвестиции и получаете на долгие годы надежную систему, сбалансированность интересов и полномочий в которой обеспечивает ее прибыльность", — говорит Юрий Бурков.

Проблему низкой прибыльности работы администратора усугубляет отсутствие для этого вида деятельности льгот по НДС. "Я бы назвал этот налог "терминологическим". Законодательством предусмотрены льготы для регистраторов, деятельность которых практически совпадает с администрированием НПФ. В предоставлении льгот участникам рынка негосударственного пенсионного обеспечения государству нужно было идти до конца", — говорит Анатолий Федоренко, вице-президент компании "Кинто". Законопроект, предусматривающий эти льготы, должен быть рассмотрен в Верховной Раде до конца этого года, однако шансы его принятия можно оценить как низкие. Отсутствие льгот по НДС приведет к удорожанию стоимости услуг администратора и увеличению нагрузки на активы фонда в целом.

Сколько это стоит?

Создание "чистого" администратора обойдется примерно в $500 тыс., его содержание — $300 тыс. в год.

Будущие администраторы НПФ

Администратор пенсионных фондов КУА "Европейские промышленные инвестиции"

"Всеукраинский администратор пенсионных фондов"

КУА и администрирования пенсионных фондов "Ти. Би. Ай. Эйч. — СигмаБлейзер"

КУА и администрирования пенсионных фондов "Довира-Капитал"

КУА и Администратор пенсионных фондов "Финансовый ресурс"

КУА "Росан-Капитал"

КУА "Независимые финансовые инвестиции"

"МГ-Капитал"

КУА и администрирования пенсионных фондов "Приоритет-Капитал"

"Администратор НПФ "Пенсионное обеспечение"

"ІФД КапиталЪ Администратор пенсионных фондов"

"КУА Администратор пенсионного фонда Промоборонинвест"

КУА, Администратор пенсионного фонда "Управление фондовых активов"

КУА "Портфельные инвестиции"

"Администратор пенсионного фонда — КУА "Пенсионные инвестиции"

"Автоальянс-XXI век"

"Укрсоц-Капитал"

"Управляющий администратор Пенсионных фондов "Паритет"

Источник: Госфинуслуг, данные на 12.10.2004