НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Донецк: Хлеба и зрелищ

Футбол в Донецке — народная игра, которую превратили в четко отлаженную бизнес-модель

Рабочий кабинет богатейшего украинского предпринимателя Рината Ахметова находится на "Донбасс Арене". Рядом двери с табличкой "Мирча Луческу, главный тренер ФК "Шахтер". Именно здесь, на трибунах одного из лучших стадионов Восточной Европы, можно застать собственника огромной бизнес-империи чаще всего. Футбольные клубы — это отдушина и игрушка для многих крупных украинских предпринимателей, и Ринат Ахметов в этом не уникален. Но пока только ему удалось то, что еще два-три года тому назад казалось фантазией. Он сумел превратить свое хобби в четко отлаженный бизнес, который начинает приносить доход. По итогам сезона 2009/2010 годов доход ФК "Шахтер" увеличился на 80% и составил 557 млн. грн. Секрет такого стремительного роста доходности кроется как в эффективной трансферной политике, так и в запуске "Донбасс Арены" — колоссального проекта, который одновременно стал символом Донецка и существенно повысил капитализацию клуба.

Футбол сегодня поглощает основное время Рината Ахметова. Если такие профит-центры группы СКМ, как металлургия или энергетика, уже давно самостоятельно курируют привлеченные топ-менеджеры, то генеральный директор клуба "Шахтер" Сергей Палкин признается, что ему приходится общаться с Ринатом Ахметовым чуть ли не каждый день. Это дает свои результаты — завоеван Кубок УЕФА и установлен прицел на главный футбольный трофей Европы. Но главное — на глазах крушится миф о том, что в украинских реалиях футбол не может быть самодостаточным и прибыльным делом.

"Металлурги" против "шахтеров" Между тем донецкий футбол — это далеко не только ФК "Шахтер", но и мариупольский "Ильичевец" и донецкий "Металлург", а также ряд профессиональных клубов в низших лигах. Нынешний гранд "Шахтер" возник только через тридцать лет — после того как в городах и поселках донецкого края появились первые команды. Футбол здесь настолько популярен, что в Премьер-лиге успешно выступают сразу три клуба из Донецкой области. При этом город Донецк представлен двумя командами (больше представителей только у Киева). Футболом в Донецке действительно пронизано все. Анонсы ближайших матчей — на самых больших билбордах, билеты на матчи — почти во всех киосках города, логотипы и цвета клубов — на трамваях и троллейбусах. О матчах и впечатлениях от них с охотой говорят таксисты, а экскурсия на "Донбасс Арену" стала неотъемлемой частью туристической программы.

До недавнего времени в Донбассе остро конкурировали между собой две мощные металлургические корпорации: холдинг "Метинвест" Рината Ахметова и принадлежащий триумвирату Сергей Тарута — Виталий Гайдук — Олег Мкртчан "Индустриальный Союз Донбасса". В футбольном измерении конкуренция вытекала в противостояние двух донецких клубов — "Шахтера" и "Металлурга" (контролируется ИСД). Олега Мкртчана, в прошлом футболиста, как и Рината Ахметова, часто можно было увидеть на трибунах во время игры его команды, однако, несмотря на принципиальность дерби, "металлурги" все же остаются позади, уступая более удачливым землякам и в спортивных результатах, и в симпатиях болельщиков. Это же касается и бизнеса. После того как корпорация ИСД перешла под контроль российских инвесторов, надежды на то, что Сергею Таруте и Олегу Мкртчану удастся построить в своем клубе эффективную бизнес-модель по "шахтерскому" образцу, растаяли. Это требует слишком больших инвестиций, которых у ИСД, скорее всего, уже нет.

Третий представитель Донецкой области в Высшей лиге чемпионата — это мариупольский "Ильичевец", которым "рулит" бывший "красный директор" ММК им. Ильича Владимир Бойко. Клуб до 2010 года контролировался мариупольским меткомбинатом, однако после поглощения завода "Метинвестом" Ахметова де-факто превратился в фарм-клуб "Шахтера". Ключевые игроки команды Владимира Бойко находятся в Мариуполе на условиях аренды, а принадлежат донецкому клубу. Да, будущее "Ильичевца" пока просматривается туманно и во многом зависит от Рината Ахметова.

Шахтер Family На этом фоне ярко выглядит "Шахтер". Это уже давно не просто команда, а крупнейший в Украине маркетинговый проект с колоссальными инвестициями. Сегодня уже очевидно, что инвестиции Рината Ахметова в футбол работают и даже приносят измеряемый десятками миллионов долларов доход. Главным профит-центром клуба становится "Донбасс Арена". Только от продажи билетов и пищевых продуктов во время матчей здесь генерируются деньги, достаточные для покрытия издержек на трансферы некоторых дорогих футболистов. Но планка стратегического плана по доходности стоит намного выше, ведь сегодня клуб свои маркетинговые сети пока только забрасывает, а расчет — на очень крупный улов.

Динамика роста доходности впечатляет. По итогам сезона 2009/2010 годов выручка от продажи билетов и абонементов ФК "Шахтер" увеличилась более чем в два раза — до 26,1 млн. грн. К этой сумме необходимо добавить также 33 млн. грн. прибыли от корпоративных лож. Доход от продажи клубной атрибутики вырос на 8 млн. грн. — до 18,4 млн. грн.

Для самого богатого украинского бизнесмена футбол — это отдушина и первостепенный интерес. Но имидж Ахметова как миллиардера, бездумно проматывающего доход на игрушку под названием "футбол", обманчив. На самом деле за всеми, на первый взгляд, казалось бы, чересчур крупными инвестициями в спорт стоит очень рациональный подход, позволяющий выжать максимальный доход и не упустить ни единой копейки. Когда строилась "Донбасс Арена", подчеркивалось, что инвестиция в $400 млн. даже не предусматривает окупаемости, поскольку достичь этого в украинских реалиях невозможно. Однако уже сегодня стадион зарабатывает на ивентах, билетах и ресторанах немалые суммы. А посещаемость "домашних" игр ФК "Шахтер" в рамках национального первенства стала самой высокой среди украинских клубов. С открытием "Донбасс Арены", позволившей наблюдать за футбольными баталиями в гораздо более комфортных условиях значительно большему количеству болельщиков одновременно, средняя посещаемость матчей чемпионата Украины в минувшем сезоне увеличилась и составила свыше 27 тыс. человек. Для сравнения: посещаемость матчей "Ильичевца" в пять раз меньше.