- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Дружить бизнесом
...украинским компаниям есть ради чего. Особенно на фоне усиления конкуренции, когда экономия на издержках становится одним из основных факторов успеха бизнеса, и вне зависимости от того, торгуете ли вы стиральным порошком в супермаркете или металлопрокатом на спотовом рынке. Конечно, можно экономить на зарплатах сотрудников или, скажем, отоплении помещений. Однако рано или поздно такая экономия может "вылезти боком": в малоотапливаемом складе стиральный порошок может испортиться, а талантливый трейдер из-за невысоких премиальных уйдет к конкуренту. Образование альянсов — переход нескольких компаний к тесному сотрудничеству с целью уменьшения издержек, но без объединения капиталов, имущества и персонала — способ экономии, относительно "безболезненный" для бизнеса. Вариантов практического применения альянса может быть много. Начиная от использования производственных мощностей партнера, которые он сам загрузить не может, и заканчивая экономией на рекламных бюджетах при совместном "промоушене", например, того же стирального порошка среди потребителей.
Активная борьба в Украине ведется не только за потребителя, но и за собственность. В данном случае альянс позволяет существенно уменьшить финансовые риски при приобретении промышленного объекта, разделив между участниками инвестиционные обязательства. Подобный вариант "покупки в складчину" выглядит оптимально и подходит для приобретения крупных предприятий или холдингов, требующих значительных средств как для самого выкупа акций компании у государства, так и для ее развития после приватизации. В преддверии продажи таких промышленных гигантов, как "Криворожсталь", "Укррудпром", "Павлоградуголь", "Укртелеком", создание "приватизационных альянсов" будет особенно востребованным, поскольку "вытянуть" самостоятельно покупку и модернизацию этих объектов даже самым крупным отечественным бизнес-группам может оказаться очень накладно.
Несомненно, создание стратегического или даже временного альянса таит в себе не только выгоды, но и угрозы бизнесу, главная из которых состоит в том, что альянс работает не только на усиление вашего бизнеса, но и дает "дополнительные козыри" партнерам (которые одновременно могут являться и конкурентами). Зачастую это приводит либо к "нулевой" эффективности альянса из-за сомнений партнеров, либо заканчивается поглощением более слабого участника альянса. Существует и целый ряд других рисков: риск утечки стратегически важной информации, риск оттока клиентуры и кадров к партнеру в случае развала альянса и т.п. В подобной ситуации, по данным консалтинговых компаний, около 60 — 70% стратегических альянсов распадаются, либо не достигнув своей цели, либо решив только наиболее простые проблемы. Помочь застраховаться от подобных случаев может только "избирательный подход" к выбору партнера для сотрудничества и четкое определение целей совместного проекта. Участники альянса должны понимать, что они могут предложить в рамках совместной работы, сколько на этом можно заработать, и для чего (против кого) компании объединяют свои усилия. Окончательная цель альянса должна быть четко определена еще на этапе его подготовки "претендентами на объединение". В противном случае, во избежание недомолвок между партнерами лучше отдать предпочтение договорным (контрактным) отношениям. Кстати, целью альянса может стать и подготовка к поглощению конкурента. В этом случае совместная работа "продавца" и "покупателя" позволяет наиболее точно определить реальные выгоды, которые получат компании от объединения бизнеса. Результаты работы альянса дают продавцу ключевой аргумент для обоснования цены своего бизнеса. А покупатель, в свою очередь, на основании этих результатов принимает окончательное решение, стоит ли ему платить эту сумму или лучше отложить покупку "до лучших времен".