НБУ курс:

USD

41,38

+0,08

EUR

43,94

--0,05

Наличный курс:

USD

41,70

41,63

EUR

44,70

44,54

Единство и борьба

Как получить синергию от сплава консервативности и инновационности, заработать на общем интересе, где черпать идеи и как ломать стереотипы на рынках и в своих компаниях.
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие



Монополист с вековой историей и небольшая компания, зарабатывающая на современных потребностях. С 2012 года "Укрпочта" и платежная система "ГлобалМани" запустили совместный проект по продаже электронных денег. Как получить синергию от сплава консервативности и инновационности, заработать на общем интересе, где черпать идеи и как ломать стереотипы на рынках и в своих компаниях, рассуждают генеральный директор "Укрпочты" Оксана Плотникова и учредитель, директор по корпоративным отношениям и контролю платежной системы "ГлобалМани"Юрий Корж

В прошлом году "Укрпочта" и "ГлобалМани" начали совместный проект по продаже электронных денег. Каковы результаты сотрудничества?

Оксана Плотникова: За последний год "Укрпочта" заработала на этом проекте около 2,5 млн. грн. Сейчас у нас подключено более 4 тыс. точек, а оборот электронных денег за последние месяцы доходит до 10 млн. грн. Такое партнерство подтверждает правильность нашей стратегии в сторону диверсификации услуг.

Юрий Корж: Мы обслуживаем порядка 25-30 тыс. транзакций в сутки, или около миллиона в месяц. На самом деле цифры впечатляют, но этот проект реализован только благодаря стратегическому видению нынешнего топ-менеджмента "Укрпочты". Эффект синергии был получен за счет "слияния" наших инновационных технологий с инфраструктурой почтового монополиста. Надеюсь, что это позволит реализовать еще ряд совместных инициатив.

Какой опыт вы извлекли?

Ю.К.: Работая с такой крупной компанией-монополистом, необходимо понимать три основных момента. Во-первых, мы не можем навязывать свою правовую схему. Во-вторых, мы не получаем предоплату. И в-третьих, необходимо состояться и показать полезность для такого гиганта, как "Укрпочта".

О.П.: Для нас очень важно, что партнеры понимают как наши преимущества, так и сдерживающие факторы. И готовы вкладывать собственные средства для развития подобных проектов, в том числе нашего инфраструктурного и профессионального ресурсов.

"Укрпочта" — консервативная структура, а "ГлобалМани" — инновационная. Не возникало ли сомнений, что аудитория "Укрпочты" не воспримет электронные деньги?

О.П.: Я по натуре человек инновационный и поэтому уверена, что в работе необходимо использовать все прогрессивное и перспективное. Не могут услуги, которые развиваются и популярны во всем мире, быть невостребованными в Украине.

Ю.К.: На первом этапе мы постарались облегчить понимание электронных денег нашими потенциальными клиентами. Важно было создать максимально ясный механизм и начать с простых функций — как, например, пополнение мобильного телефона. Сейчас мы работаем над привлечением инвесторов для установки POS-терминалов в отделениях "Укрпочты".

О.П.: В идеале мы бы хотели унифицировать все платежи населения за газ, электроэнергию, воду в единую систему. Чтобы каждый человек, который попадает в наши отделения, мог персонифицированно (по фамилии) получать единый счет на оплату всех услуг. И тратить на это минимум времени. Недавно мы провели исследование "Тайный покупатель" в отделениях почты, которое в том числе подтвердило необходимость автоматизации всех наших процессов.

Оксана, а легко ли быть лидером-новатором в компании и менять устоявшиеся десятилетиями традиции?

О.П.: Непросто (улыбается). Бывает, что руки опускаются, и мысли лишь о том, зачем мне все это нужно. Ведь гораздо проще плыть по течению с уверенностью, что какие-то важные вещи должен делать кто-то другой. Самое главное для меня — донести до людей в компании важность тех изменений, которые сейчас происходят в "Укрпочте". Приходится убеждать коллег, ведь сформированные годами понятия о методах работы вряд ли можно изменить за короткий период времени. Я уверена, что только благодаря новым подходам к обучению персонала можно переломить создавшуюся ситуацию и достичь успеха.

Где вы черпаете вдохновение?

О.П.: Энергия появляется тогда, когда смотришь на цифры и видишь результаты своего труда. Я каждый день иду на работу с удовольствием. Как только мы отмечаем определенные победы, сразу же повышаем планку для новых достижений — бывает в три, бывает и в 10 раз больше. Мне говорят: "Мы не выполним". На что я отвечаю, что мы не выполним, если не поставим задачу. Поначалу со мной часто спорили, теперь многие принимают как установку к действию.

Ю.К.: Когда общаешься с интересными людьми, рождаются неординарные идеи. И появляется уверенность, что из этой идеи получится совместный проект, который взорвет рынок, станет новым уникальным явлением. Особенно вдохновляют проекты, о которых говорят: интересно, но невозможно. Я отношусь к читающему поколению, стараюсь использовать любую свободную минуту для получения новых знаний. В поездки всегда беру с собой книги, в основном это специализированная литература.

Как вы развиваете персонал?

О.П.: В конце 2012 — начале 2013 года мы оценили профессиональные и личные качества наших ключевых сотрудников по Системе Томаса. Я тоже прошла все этапы анализа и считаю, что каждый лидер, обладая определенным набором качеств, должен усилить свои стороны сильной командой. Команда должна быть цельным организмом, который заряжен вирусом единой стратегии, постоянного движения и четкого понимания цели. Мы поставили себе задачу за 2013 год обучить весь коллектив (96 тыс. сотрудников) посредством дистанционных курсов по разным направлениям: диалог с клиентом, стандарты обслуживания, продажи в современных условиях, финансовые услуги и т.д. Цель данного обучения — повышение квалификации персонала с помощью самообразования.

Юрий, вашей компании фактически приходится развивать целый рынок. Легко ли внедрять изменения?

Ю.К.: Нам пришлось проделать непростой путь, прежде чем на государственном уровне было закреплено нормативное поле рынка электронных денег. Большая заслуга в этом законодателей, регулятора, экспертов, компетентных специалистов отрасли. Специалисты нашей компании имеют опыт работы на международных рынках, и они также вносили свои предложения, участвовали в наработке нормативной базы, соответствующей мировым стандартам. На мой взгляд, профессионализм и успех компании зависит от уровня подготовки специалистов. Как мы этого достигаем? Только убеждениями, железной аргументацией и расчетами эффективности.

Как совместить интересы государства и коммерческих структур?

Ю.К.: Государство — это чиновники со своими целями и задачами. Многие задачи находятся в плоскости повышения социальных стандартов, наполнения бюджета и гармонизации украинского законодательства с европейским. В нашем случае важно показать точку пересечения общих интересов, а также потенциальный вклад в экономику от развития рынка электронных денег. Формулу добавленной стоимости Карла Маркса никто не отменял.

О.П.: Многие в нашей стране заблуждаются, считая, что государство им чем-то обязано. Если исходить из этой позиции, тогда отсутствует необходимость в выстраивании партнерских отношений. На мой взгляд, государство — это такой же партнер, к которому нужно уметь правильно стучаться в двери и доказывать свою правоту.

Кто такой лидер и какими навыками он должен обладать?

Ю.К.: Компетент, который знает, что делать, и умеет организовать людей реализовывать свою волю.

О.П.: Лидер — это тот, кто умеет убеждать и способен увлечь за собой других людей. Кроме того, брать на себя ответственность, которой 70% людей избегают. К тому же лидер должен обладать определенной дисциплиной, собранностью, знать, что и как ему нужно делать. Также ему присуща смелость, то есть способность идти на риск. И, наверное, самое главное качество лидера — он постоянно моделирует свое будущее, знает наперед, что он будет делать и для чего, то есть лидер не смотрит в будущее — он живет в нем.

А если убеждения не помогают?

О.П.: Тогда нужны волевые решения! Нельзя тратить время на долгие обсуждения и длительные безрезультативные дискуссии. Каждая потерянная минута — это проигрыш в деньгах, времени и стратегии. Поэтому вполне естественно, что лидер — тот, кто задает темп, направление и убеждает в правильности на собственном примере. Одна из главных ценностей лидера — создавать, творить сначала: самого себя, а затем — окружающий мир.

Много ли времени приходится тратить на убеждения и совещания?

О.П.: Мне кажется, что я постоянно в процессе совещаний и переговоров. Но я стараюсь их проводить точечно, по конкретным проблемам или направлениям. Многие вещи мы сейчас автоматизировали и проводим дистанционно через систему Microsoft "Lync": видео-конференции, совещания.

Ю.К.: Современные технологии играют огромную роль в выстраивании коммуникаций. Но личное общение никто не отменял, и часто разговор "глаза в глаза" становится ключевым в решении конкретной проблемы.

У вас есть авторитеты в бизнесе?

О.П.: На разных этапах жизни у меня была возможность общаться с интересными людьми. Более десяти лет я проработала в компании Инны Богословской, в команде профессионалов высокого класса. От этих людей я получила огромный опыт в профессиональном и личностном плане. Это был период, когда я, будучи молодой девчонкой, училась всему — от правильной организации своего времени до умения убеждать. Авторитет для меня и нынешний первый заместитель министра инфраструктуры Украины Константин Ефименко. Он научил меня трудиться и не останавливаться на достигнутом. Также мне посчастливилось работать с Борисом Колесниковым — прекрасным стратегом, который учит мыслить глобально. Александр Вилкул — энергичный и эффективный руководитель. Владимир Васильевич Козак — мудрый и опытный управленец. Эти люди "зажигают" и заставляют постоянно держаться в тонусе.

Ю.К: По жизни я, как правило, учусь у старших. Главный авторитет в моей жизни — это мой отец, ранее народный депутат Виталий Корж. Он не бизнесмен, но научил меня многим вещам, которые важны в бизнесе. Учитывая, что наш рынок новый, мне чаще приходится подтягивать молодых членов команды.

На опыт каких мировых компаний вы ориентируетесь?

О.П: Ни одна модель почты не используется в Украине в чистом виде. Моя задача — взять лучшее из мировых примеров и применить в Украине. Когда заходишь в отделение английской или итальянской почты — ты можешь получить карточку, открыть депозит или кредит любого банка, оформить заявку на получение паспорта или водительских прав, получить доступ к административным услугам. На этот пример мы и ориентируемся.

Ю.К.: Всегда полезен опыт инноваторов — как позитивный, так и негативный. Некоторые технологии устаревают, не успев родиться. Инвестируя средства в те или иные системные решения, приходится особое внимание уделять прогнозированию на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Какие задачи вы поставили перед своими компаниями и перед собой лично на этот год?

Ю.К.: В этом году мы продолжаем расширять свое присутствие и выходим на массовый рынок. В планах также получение валютной лицензии нового образца и сотрудничество с глобальными платежными системами. Наша главная задача — чтобы каждый знал, как может воспользоваться нашими услугами. Что касается лично меня, то я хочу научиться отдыхать.

О.П.: В этом году мы продолжим увеличивать доходы, сокращать затраты, оптимизировать процессы. Что касается прибыли, то она должна вырасти минимум на 50-70%. Моя основная задача — набраться терпения и пройти все изменения, потому что между сильным и терпеливым всегда побеждает терпеливый. Находить время для отдыха — это тоже непростая задача, но отдыхать нужно, чтобы хватало сил идти вперед и делать новые яркие рывки.