Энергоэффективность или коллапс

Как удовлетворить огромные энергетические потребности человечества в ближайшие десятилетия?" — один из важнейших вопросов нашего времени.


Как удовлетворить огромные энергетические потребности человечества в ближайшие десятилетия?" — один из важнейших вопросов нашего времени. Я предлагаю взглянуть на проблему шире.

По данным МЭА, доля возобновляемых источников энергии к 2035 году увеличится до 30%. Но оставшиеся 70% будут покрываться за счет традиционных — дорогих, исчерпаемых и негативно влияющих на климат. Уменьшить негативное воздействие на природу, экономику и финансы домохозяйств может только радикальное улучшение энергоэффективности. Причем изменение структуры производства электроэнергии и повышение энергоэффективности должны происходить параллельно. Цена неудачи высока, а в случае успеха откроются великолепные возможности, поскольку сокращение энергопотребления принесет пользу не только обществу и окружающей среде, но и бизнесу.

Краеугольный камень любой стратегии энергоэффективности — передовые технологии. Здесь на первом месте бизнес, способный вкладывать миллиарды и триллионы в исследования... Хотя изменить существующую "энергетическую" карту мира можно и уже существующими наработками.

Простой пример: на транспорт приходится 28% энергопотребления, число автомобилей на дорогах постоянно увеличивается. Несмотря на потенциал, заложенный в двигателях внутреннего сгорания, будущее принадлежит электротранспорту. Но для перехода к чистой электротяге нужно сделать еще очень и очень многое, тогда как с помощью гибридных двигателей можно достичь значительного сокращения энергопотребления и снижения уровня выбросов СО2 уже сейчас.

Кстати, говоря о гибридах, мы, как правило, имеем в виду подзаряжаемые гибридные автомобили, использующие электрическую тягу в городе и двигатель внутреннего сгорания на шоссе. Но есть и гидравлические гибридные двигатели, которые позволяют сократить потребление топлива и уменьшить выбросы углекислого газа легковыми автомобилями, автобусами и даже мусоросборочными машинами — лишь бы движение происходило в городе, недалеко от станций подзарядки. При довольно высокой производительности они сравнительно недороги, так как не используют химическую батарею в качестве источника энергии. В итоге в городском режиме они снижают уровень потребления топлива до 45%.

Еще один источник экономии — промышленный сектор, на долю которого приходятся 32% мирового потребления энергии. Потенциал здесь крайне велик: например, не так давно нам за счет модернизации, использования энергоэффективных компонентов и технологии использования энергии "по требованию" (программа 4EE) удалось снизить потребление энергии одним кромкозагибочным прессом для корпусов бытовой техники на 44% (!).

Не менее перспективны эффективные строительные технологии и новый строительный дизайн. На здания в целом приходится 40% мирового потребления энергии. Даже с имеющимися технологиями обогрева и управления ими, не говоря уж об энергоэффективном дизайне, этот процент можно существенно снизить. А если добавить сюда новаторские решения в области производства электроэнергии и тепла (фотовольтаику, электрические тепловые насосы, новые способы вентиляции и пр.), высококачественные бытовые приборы и устройства — дом вообще можно превратить в энергопроизводящий. И это не утопия: совсем недавно на примере конкретного дома мы доказали, что это не только возможно, но и экономически выгодно. Причем с уже существующими технологиями.

Крупные компании тратят миллиарды на разработку таких технологий. К примеру, наш R&D бюджет составил в 2012-м году примерно 4,5 млрд. евро — это более 8% от общего объема продаж. Новые технологии, разработанные Bosch и другими компаниями, будут способствовать энергоэффективности. Но общество должно их принять, а для этого нужна соответствующая политическая воля. Нужно понимать: мы — бизнес — уже разработали и выпустили энергоэффективные решения. Но для того чтобы они стали массовыми, государства, муниципалитеты или общины должны сделать свой вклад: разъяснять, способстовать инновациям, экономически поддерживать внедрение. Иначе добиться повсеместного использования передовых технологий просто невозможно.