НБУ курс:

USD

41,86

--0,13

EUR

43,52

--0,12

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Энергосбережение — это настоящий клондайк для экономики

Об экономической стороне энергосбережения и о том, насколько внедрение энергосберегающих технологий выгодно для предприятия на данном этапе, рассказывает заместитель председателя Государственного комитета по энергосбережению Виктор Жовтянский

Об экономической стороне энергосбережения и о том, насколько внедрение энергосберегающих технологий выгодно для предприятия на данном этапе, рассказывает заместитель председателя Государственного комитета по энергосбережению Виктор Жовтянский

—Виктор Андреевич, проблема энергосбережения сейчас относится к одному из приоритетных направлений усовершенствования производства в Украине. Неужели мы так отстали?
— Весь мир начал всерьез заниматься проблемой энергосбережения еще с 70-х годов, со времен Первого нефтяного кризиса, когда рост цен на нефтепродукты фактически привел к мировому экономическому кризису. Этот первый, экономический, аспект энергосбережения был переосмыслен западными политиками и экономистами, которые начали прилагать существенные усилия для уменьшения зависимости производства от энергоресурсов. Существует и другой аспект — экологический. Ведь энергосбережение — это обратная сторона экологии: сберегая энергию, мы уменьшаем загрязнение окружающей среды. Значимость этой проблемы возросла в последнее время, что прекрасно проиллюстрировала Киотская хартия по уменьшению вредных выбросов и скандал вокруг того, что США отказались от ее ратификации. Можно даже сказать, что на сегодняшний день в западных странах энергоснабжение стало фактически элементом культуры.
В начале 90-х многие считали, что как только цена на энергоресурсы в Украине возрастет, то все станет на свои места: предприятия с целью уменьшения себестоимости продукции начнут внедрять энергосберегающие технологии. Цена возросла, однако эти ожидания не оправдали себя. В начале 90-х годов при уменьшении ВВП приблизительно на 40% потребление энергоресурсов возросло на столько же: дезорганизация производства (после развала Союза) автоматически потянула за собой возрастание удельных затрат. В результате мы получили возрастание энергоемкости производства на те же 40%. Это, можно сказать, внешнее проявление данной проблемы. А если говорить о природе этого явления, то возрастание в структуре цены продукции одной из ее составляющих — стоимости топливно-энергетических ресурсов — неминуемо должно было привести к вытеснению какой-то другой из составляющих. Ею стала прибыльность производства: возрастание цены энергоресурсов приблизительно на одну треть привело к пропорциональному уменьшению прибыльности. А раз нет прибыльности, значит нет и оборотных средств, за счет которых предприятия могли бы внедрять энергосберегающие технологии. Мы получили своего рода замкнутый круг, который необходимо было разорвать.

— И каких результатов удалось добиться?
— В 1994 году вышел специальный Закон, в 1995 был создан Комитет по энергосбережению, в 1996 принята комплексная Программа по энергосбережению. Первые шаги носили скорее организационный характер: была создана инспекция по энергосбережению, соответствующие подразделения при министерствах и облгосадминистрациях. Позже мы ввели экспертизу проектов по энергосбережению и т.п. Начали развивать также и систему принудительных мер, направленных на снижение энергоемкости производства. Основная цель, которая стоит перед нами на данном этапе — разработка экономических механизмов стимулирования энергосбережения. Когда Комитет создавался, рост энергоемкости ВВП фактически стабилизировался, потом начал на несколько процентов уменьшаться, и впервые в прошлом году мы получили настоящий эффект от энергосбережения — когда рост ВВП составил 6% при уменьшении энергопотребления на 2%. Однако этого результата удалось достичь скорее временными методами. Это были малозатратные меры, которые без внедрения в производственный механизм не могут сохранять долгосрочный характер. Поэтому основной курс, на который мы сейчас ориентируемся, — это, в первую очередь, экономические механизмы энергосбережения. Нами подготовлен пакет законопроектов о внесении изменений в ныне действующие Законы "Об энергосбережении", "О налогообложении прибыли предприятий" и "О системе налогообложения". Эти нововведения предусматривают, что в случае если предприятие работает экономно и рачительно, то прибыль, полученная в результате экономии энергоресурсов, идет в фонд энергосбережения. Если предприятие использует прибыль на энергосберегающие мероприятия, она налогом не облагается. То есть это как раз чисто инвестиционная политика для предприятия. Ранее мы ориентировались на централизованный фонд энергосбережения, а сейчас стимулируем само предприятие, которому виднее, как распоряжаться фондом энергосбережения.

— Разрабатываются ли какие-то виды ответственности за нерациональное использование энергоресурсов?
— Паралельно с разработкой экономических методов, мы работаем и над разработкой методов, связанных с административной ответственностью. Менее месяца назад был принят закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает ответственность за подобные правонарушения. Кроме того, у нас продолжает действовать Государственная инспекция по энергосбережению, на которую возложена функция контроля за разумным потреблением энергоресурсов. Существующий законодательный порядок работы инспекции нацелен больше на профилактику нарушений. В частности, за 10 дней до проверки предприятие обязательно получает соответствующее уведомление. Если в ходе проверки обнаруживаются какие-то нарушения, которые можно поправить, Инспекция оформляет соответствующее предписание и у предприятия есть еще 6 месяцев для устранения этих недостатков. И только в случае, если предприятие не реагирует на это предписание, наступают штрафные санкции. На мой взгляд, процедура довольно цивилизованная и для нынешнего этапа является вполне нормальным элементом энергосбережения.

— Насколько вообще энергосбережение оправдано и экономически выгодно для украинских предприятий на данном этапе?
— Если раньше мы в основном работали на нормативно-правовом уровне, регулировали эти процессы, то в прошлом году Верховная Рада выделила средства для энергосберегающих потребностей в размере 25,4 млн. грн. Кроме того, приблизительно такую же сумму нам удалось привлечь на местном уровне (у предприятий и местных бюджетов). В результате по этим проектам мы получили годовую окупаемость в виде экономии энергоресурсов на 66 млн. грн. И это только бюджетная, наиболее "скованная" сфера, поскольку она регулируется исключительно законодательными актами. Само же предприятие сможет решать эти вопросы намного лучше и оперативней. Так что на сегодняшний день без преувеличения можно сказать, что энергосбережение — это настоящий клондайк для экономики, и именно сюда должны инвестироваться значительные средства.