НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Еще один способ развивать свое дело

Для компаний франчайзинг действительно является способом распространения бизнеса. А для начинающих предпринимателей он дает возможность стать владельцем своего дела. На растущих рынках, таких как Украина, франчайзинг является самым быстрым методом обучени

Для компаний франчайзинг действительно является способом распространения бизнеса. А для начинающих предпринимателей он дает возможность стать владельцем своего дела. На растущих рынках, таких как Украина, франчайзинг является самым быстрым методом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Главное в применении франчайзинга — это то, что потребители довольно быстро привыкают к широко распространенной торговой марке или к однотипным услугам

В МИРЕ знают механизм франчайзинга как безопасный способ, который гарантирует помощь человеку вести самостоя­тельно бизнес и при этом не быть в нем одиноким. Компаниям он по­могает эффективно расширяться, не неся больших затрат на созда­ние и поддержание массивного ад­министративного аппарата и не ис­пытывать трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий.

ВПЕРВЫЕ в мировой практике франчайзинг был внедрен еще в 1945 году в США. В то время кондитер Ирвин Роббинс открыл кафе-мороженое. А уже к 1949 году совместно со своим родственником Бертоном Баскином он владел уже шестью кафе. Но бизнес рос дальше, и в один прекрасный момент предприниматели поняли, что не в состоянии уследить за ним. Тогда Баскин и Роббинс стали открывать новые кафе и тут же перепродавать их предпринимателям, желающим создать свое дело на условиях работы под торговой маркой Baskin & Robbins

В принципе, само понятия франчайзинг трактуется, как ор­ганизация бизнеса, в которой ком­пания (франчайзор) передает не­зависимому человеку или компа­нии (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанав­ливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее ре­путацию, продукт и услуги, марке­тинговые технологии, экспертизу механизмы поддержки. Чтобы по­ручить такие права, франчайзи де­лает первоначальный взнос фран­чайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи ни­когда не является полным владель­цем товарного знака, а просто имеет право использовать товар­ный знак на период выплаты еже­месячных взносов. Суммы взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и явля­ются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, переда­ваемая франчайзи) позволяет со­ответствующему предпринимате­лю вести свой бизнес успешно, да­же не имея предварительного опы­та, знаний или обучения в данной области.

Франчайзор — это компания, которая выдает лицензию или пе­редает право пользования на свой товарный знак, ноу-хау и операци­онные системы. Например, фран­чайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого пита­ния. Он исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продви­жение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроиз­водимость этого бизнеса, она может начать предлагать ее предпри­нимателям, которые хотят повто­рить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи — это чело­век или компания, которая покупа­ет возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчай­зера и выплачивает сервисную плату(роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и систе­мы ведения работ. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (мате­риалы, расходные средства).

Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса и участ­вовать в рекламных и маркетинго­вых компаниях, проводимых франчайзором. Последний сосредото­ченно работает над тем, чтобы ли­дировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзи должен выполнять, как правило, семь условий:

- Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе.

- Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формиро­вать уважение и доверие к себе.

- Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они почти не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

- Стремиться постоянно работать и общаться с франчайзером.

- Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.

- Следовать операционным процедурам и стандартам.

- Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей.

Обычно выделяют два вида франчайзинга:

1. Прямой франчайзинг. Когда франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимате­лю. В случае с международным франчайзингом, где географичес­кое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недо­статком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к ме­стным особенностям. Крупные франчайзоры часто используют та­кой вид с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.

2. Мастер франшиза. Отноше­ния по мастерской франшизе воз­никают, когда международный франчайзер продает исключитель­ные права на развитие всей систе­мы на территории страны одному франчайзи. Такой вид франчайзи называется "владелец мастерской лицензии". В таком случае франчайзор не беспокоится о том, бу­дет его бизнес развиваться успеш­но или нет. Вместо этого он ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему успешно ра­ботающей концепцией на территории всей страны.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. К примеру,бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства

Как бизнес-концепция фран­чайзинг всегда предлагает мно­го преимуществ. Но есть и недо­статки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам.

1. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером и франчайзи.

Этот договор предусматривает ряд положений, защищающих фран­чайзи. Положения часто предусма­тривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем, та­кие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.

2. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.

3. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи
предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю систему.

4. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи мо­жет попытаться скрыть сумму про­даж и предоставить неполный от­чет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.

5. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся
интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы.
Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора.
И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому, если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.

6. франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком
большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером, он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.

Для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей,которым они хотят продавать франшизы. Фран­чайзор должен провести интервью с каждым кандидатом, целью кото­рого будет определить у франчай­зи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела.

Ключевые детали франчайзинговых взаимоотношений

Обязанности франчайзора

УСТАНОВКА всех выплат. Франчайзор должен установить все выплаты, связанные с франчайзинговой системой. Это включает перво­начальный взнос, регулярно оцениваемый сервис­ный взнос за использования товарного знака, вы­платы в рекламный фонд и другие взносы за предла­гаемые дополнительные услуги. Эти выплаты и пла­тежные обязательства оговариваются в договоре.

- Передача деловой и технической информации.

Франчайзор создал удачную бизнес-концепцию, в основе которой лежит техническая информация. Для успешной деятельности его предприятия это знание должно быть передано франчайзи через систему обучения и поддержки.

- Документация всех правил и положений.
Франчайзор, разрабатывая успешную деловую концепцию, должен стандартизировать все процедуры и положения, которые сделали его бизнес успешным. После стандартизации все правила и процедуры должны быть документированы. Имея эту документацию, он обеспечит каждого франчайзи практической инструкцией в бизнесе. Эта инструкция должна быть единой для всей системы, что гарантирует высокое качество операций повсюду в системе.

- Контроль качества. Франчайзор должен поддерживать репутацию франчайзинговой системы. Чтобы успешно сделать это, ему требуются система контроля качества, которая должна применяться ко всем действующим франчайзи в системе.

- Обеспечение постоянной поддержки.
Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.

- Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. У франчайзера есть возможность вести переговоры о выгодных условиях по­ставок с крупнейшими поставщиками сырья и обо­рудования (например, муки для пекарен или кухон­ной мебели для специализированных магазинов). Эти специальные скидки дают возможность фран­чайзи значительно уменьшить свои затраты.

- Уточнение графика развития. Франчайзор несет полную ответственность за выработку конкурсных условий для тех франчайзи, которые хотят владеть больше, чем одной франшизой. Эти условия находятся в зависимости от успехов конкретного франчайзи и должны контролироваться франчайзером.

- Предоставление защищенной территории.
Франчайзор при подписании договора должен оговорить защищенную территорию, на которой франчайзи будет работать. Это делается для гарантии того, что на оговоренной территории не будет открыто других франшиз этой же марки.

- Определение условий разрыва и продолжения контракта.

Франчайзор определяет во франчайзинговом договоре положения о разрыве отношений с франчайзи. Эти положения должны быть стандартизированы и применяться одинаково во
всей франчайзинговой системе.

Обязанности франчайзи

ВЫПЛАТА первичного взноса. Франчайзи дол­ожен внести первичный взнос за франшизу. Договор также оговаривает другие необхо­димые выплаты.

- Выплата сервисного взноса. Франчайзи должен выплачивать все сервисные взносы, назначенные франчайзером, в указанные им сроки в дого­воре

- Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договорен должны быть выплачены в оговоренные сроки.

- Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать торговый знак. Это использование ограничено и должно проводиться в
форме, удовлетворяющей франчайзора.

- Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, установленным франчайзером. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи.

- Следование программе франчайзора. Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы. Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзером.

Поэтому, перед тем, как подписать франчайзинговый договор, важно, чтобы потенциальный
франчайзи полностью понял основу отношений.Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой системы.