- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Еще один способ развивать свое дело
Для компаний франчайзинг действительно является способом распространения бизнеса. А для начинающих предпринимателей он дает возможность стать владельцем своего дела. На растущих рынках, таких как Украина, франчайзинг является самым быстрым методом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Главное в применении франчайзинга — это то, что потребители довольно быстро привыкают к широко распространенной торговой марке или к однотипным услугам
В МИРЕ знают механизм франчайзинга как безопасный способ, который гарантирует помощь человеку вести самостоятельно бизнес и при этом не быть в нем одиноким. Компаниям он помогает эффективно расширяться, не неся больших затрат на создание и поддержание массивного административного аппарата и не испытывать трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий.
ВПЕРВЫЕ в мировой практике франчайзинг был внедрен еще в 1945 году в США. В то время кондитер Ирвин Роббинс открыл кафе-мороженое. А уже к 1949 году совместно со своим родственником Бертоном Баскином он владел уже шестью кафе. Но бизнес рос дальше, и в один прекрасный момент предприниматели поняли, что не в состоянии уследить за ним. Тогда Баскин и Роббинс стали открывать новые кафе и тут же перепродавать их предпринимателям, желающим создать свое дело на условиях работы под торговой маркой Baskin & Robbins
В принципе, само понятия франчайзинг трактуется, как организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу механизмы поддержки. Чтобы поручить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.
Франчайзор — это компания, которая выдает лицензию или передает право пользования на свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Он исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать ее предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату(роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства).
Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Последний сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзи должен выполнять, как правило, семь условий:
- Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе.
- Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие к себе.
- Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они почти не подлежат никаким изменениям или дополнениям.
- Стремиться постоянно работать и общаться с франчайзером.
- Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.
- Следовать операционным процедурам и стандартам.
- Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей.
Обычно выделяют два вида франчайзинга:
1. Прямой франчайзинг. Когда франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Крупные франчайзоры часто используют такой вид с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.
2. Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории страны одному франчайзи. Такой вид франчайзи называется "владелец мастерской лицензии". В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого он ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему успешно работающей концепцией на территории всей страны.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. К примеру,бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства
Как бизнес-концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ. Но есть и недостатки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам.
1. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером и франчайзи.
Этот договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Положения часто предусматривают невозможность для франчайзора расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем, такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса.
2. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе.
3. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи
предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю систему.
4. Франчайзоры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзору для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзору.
5. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся
интеллектуальной собственностью франчайзора. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы.
Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора.
И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться, поэтому, если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.
6. франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком
большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером, он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзору.
Для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзоры должны очень тщательно отбирать предпринимателей,которым они хотят продавать франшизы. Франчайзор должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела.
Ключевые детали франчайзинговых взаимоотношений
Обязанности франчайзора
УСТАНОВКА всех выплат. Франчайзор должен установить все выплаты, связанные с франчайзинговой системой. Это включает первоначальный взнос, регулярно оцениваемый сервисный взнос за использования товарного знака, выплаты в рекламный фонд и другие взносы за предлагаемые дополнительные услуги. Эти выплаты и платежные обязательства оговариваются в договоре.
- Передача деловой и технической информации.
Франчайзор создал удачную бизнес-концепцию, в основе которой лежит техническая информация. Для успешной деятельности его предприятия это знание должно быть передано франчайзи через систему обучения и поддержки.
- Документация всех правил и положений.
Франчайзор, разрабатывая успешную деловую концепцию, должен стандартизировать все процедуры и положения, которые сделали его бизнес успешным. После стандартизации все правила и процедуры должны быть документированы. Имея эту документацию, он обеспечит каждого франчайзи практической инструкцией в бизнесе. Эта инструкция должна быть единой для всей системы, что гарантирует высокое качество операций повсюду в системе.
- Контроль качества. Франчайзор должен поддерживать репутацию франчайзинговой системы. Чтобы успешно сделать это, ему требуются система контроля качества, которая должна применяться ко всем действующим франчайзи в системе.
- Обеспечение постоянной поддержки.
Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.
- Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. У франчайзера есть возможность вести переговоры о выгодных условиях поставок с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования (например, муки для пекарен или кухонной мебели для специализированных магазинов). Эти специальные скидки дают возможность франчайзи значительно уменьшить свои затраты.
- Уточнение графика развития. Франчайзор несет полную ответственность за выработку конкурсных условий для тех франчайзи, которые хотят владеть больше, чем одной франшизой. Эти условия находятся в зависимости от успехов конкретного франчайзи и должны контролироваться франчайзером.
- Предоставление защищенной территории.
Франчайзор при подписании договора должен оговорить защищенную территорию, на которой франчайзи будет работать. Это делается для гарантии того, что на оговоренной территории не будет открыто других франшиз этой же марки.
- Определение условий разрыва и продолжения контракта.
Франчайзор определяет во франчайзинговом договоре положения о разрыве отношений с франчайзи. Эти положения должны быть стандартизированы и применяться одинаково во
всей франчайзинговой системе.
Обязанности франчайзи
ВЫПЛАТА первичного взноса. Франчайзи доложен внести первичный взнос за франшизу. Договор также оговаривает другие необходимые выплаты.
- Выплата сервисного взноса. Франчайзи должен выплачивать все сервисные взносы, назначенные франчайзером, в указанные им сроки в договоре
- Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договорен должны быть выплачены в оговоренные сроки.
- Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать торговый знак. Это использование ограничено и должно проводиться в
форме, удовлетворяющей франчайзора.
- Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, установленным франчайзером. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи.
- Следование программе франчайзора. Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы. Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзером.
Поэтому, перед тем, как подписать франчайзинговый договор, важно, чтобы потенциальный
франчайзи полностью понял основу отношений.Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой системы.