НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,80

43,50

Если завтра дефолт

Чем может обернуться для Украины отсутствие возможности государства платить по своим обязательствам
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В конце прошлой недели, после фактического начала боевых действий в центре Киева, рейтинговое агентство S&P объявило о снижении рейтинга Украины до преддефолтного уровня CCC с "негативным" прогнозом. Аналитики агентства сомневаются, что Украина сможет рассчитаться по своим внешним долговым обязательствам. По оценкам аналитиков агентства, обязательства НБУ и "Нафтогаза Украины" по обслуживанию и погашению валютного долга составят в этом году около $13 млрд. В результате уровень госдолга вырастет до 43,7% ВВП.

Международные эксперты напоминают, что объем резервов НБУ за январь сократился с $20,4 млрд. до $17,8 млрд. (по состоянию на начало февраля 2014 г.). При этом экономика страны продолжает свое падение. По данным Госстата, за тот же месяц промпроизводство в Украине упало на 16%.

При этом ожидаемая финансовая помощь из России отложена на неопределенный срок. МВФ еще в начале февраля заявил, что не видит какой-либо заинтересованности украинской власти в совместной работе. Поэтому получение новых займов из-за рубежа в ближайшее время маловероятно.

В результате падения экономики и усиления гражданского конфликта стала очевидной угроза наступления в стране экономического дефолта. Он вряд ли грянет через две недели, как сообщали в СМИ анонимные источники из Москвы. Но в любом случае ситуация представляется очень серьезной и возникает закономерный вопрос: что будет означать дефолт для Украины и какие пути выхода из сложившейся ситуации возможны?

У последней черты

Ведущие международные агентства ухудшают рейтинги Украины с осени 2013 года. Финансовая помощь России в декабре на сумму $3 млрд. позволила решить насущные финансовые потребности государства. Украинская экономика удержалась от резкого снижения — по итогам года рост ВВП оказался нулевым, хотя экономисты предполагали отрицательные значения.

Но как только политическая ситуация обострилась, приведя к отставке премьера Николая Азарова 28 января, ухудшение рейтингов продолжилось. 7 февраля Fitch Ratings снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Украины до "чрезвычайно спекулятивного" уровня. Напомним, по новым определениям рейтингов Fitch, на этой ступени "дефолт является реальной возможностью".

С такой оценкой был категорически не согласен исполняющий обязанности премьер-министра Украины Сергей Арбузов. "Объективных экономических оснований для существенного снижения доверия к Украине нет", — заявлял Арбузов за неделю до начала нового кровопролития на Майдане.

В то же время бывший министр экономики, народный депутат Петр Порошенко был более радикален в своих оценках. По его словам, сейчас в стране наблюдается кардинальное невыполнения доходной части бюджета, есть "петля того, что страна развалится, если не получит очередную порцию кредитов". Например, недобор налогов по итогам января составил 4,22 млрд. грн.

Последняя надежда на скорое получение $2 млрд. от России растаяла прямо на глазах. Через день после включения в листинг эмиссии двухлетних еврооблигаций Украины Ирландская фондовая биржа (ISE) отменила свое решение. Официальная причина — бумаги так и не были выпущены Украиной. В тот же день Россия, несмотря на обещания министра финансов РФ Антона Силуанова выкупить очередную порцию украинских евробондов, внезапно передумала. Даже несмотря на тот факт, что Киев стал выполнять одно из условий получения финансовой помощи от Москвы, погасив почти половину прошлогоднего долга за газ — $1,3 млрд.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, 19 февраля заявил, что урегулирование политической ситуации в Украине важнее, чем выделение второго транша кредита. Поэтому с кредитом нам придется подождать.

На следующий день министр финансов США Джейкоб Лью рекомендовал Украине обратиться в МВФ за помощью в разрешении экономических проблем, которые усугубляют политический кризис в стране.

Несмотря на излишний оптимизм и.о. премьера, в проспекте эмиссии так и не выпущенных долговых бумаг Украины отмечается риск того, что страна не сможет рассчитаться по своим долговым обязательствам. В отличие от S&P, по оценкам Кабмина, в 2014-м Украина должна выплатить около $7 млрд. по внешним займам. В 2015 году — $7,7 млрд., при этом $974 млн. пойдут на погашение долга перед МВФ, а $3 млрд. — на погашение первого транша евробондов, выкупленных Россией в декабре 2013-го.

Понижение рейтингов, политическая эскалация и отсутствие источников внешнего финансирования стали недвусмысленным сигналом для инвесторов. Например, президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) Вернер Гоер заявил о приостановлении активности банка в Украине.

Зарубежные инвесторы в среду 19 февраля ринулись избавляться от украинских суверенных еврооблигаций. Доходность евробондов Украина-14 выросла до исторического максимума в 42% годовых. Страна оказалась реально на грани дефолта.

Что это означает

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, отмечает, что дефолт может быть технический или обычный. Технический — когда заемщик не может рассчитаться в срок по конкретным обязательствам. При этом деньги у страны могут появиться позже. По словам старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, технический дефолт может быть объявлен кредиторами, даже когда просто не выполнен один из пунктов кредитного договора, вплоть до отказа предоставить какую-либо финансовую отчетность.

Для Украины пока наиболее вероятен именно технический вариант дефолта, который, по словам Олега Устенко, обычно бывает у стран, которые надеются на какую-то внешнюю поддержку, но в последний момент не получают ее вовремя.

Самое нежелательное явление — дефолт по суверенным обязательствам государства. Когда страна не имеет источников для осуществления выплат по своим долгам в обозримой перспективе. Объявление государственного дефолта автоматически лишает страну возможности привлекать средства на внешних рынках. "Если страна не платит, то возникает вопрос: а стоит ли этой стране предоставлять возможность еще давать в долг?" — задается вопросом Александр Жолудь. Причем возможность одалживать средства не кратковременно, а на годы вперед. Предполагать, например, что через два года страна сможет снова занять денег — почти невероятно.

Но дефолт — это не только отсутствие возможности занять денег, чтобы дальше обслуживать свои долги. Это означает, что страна должна найти дополнительные источники получения средств. Сделать это можно двумя путями: найти других кредиторов либо реструктуризировать старые долги или сократить бюджетные расходы до уровня, который позволит не только жить по средствам, но и накапливать их для последующих выплат по уже взятым займам. "Ведь надо, прежде всего, помнить, что объявление дефолта отнюдь не освобождает от взятых на себя обязательств. Все долги остаются и проценты растут. Более того, процент может быть повышен за счет дополнительных рисков", — поясняет Олег Устенко.

Возможные варианты

Как правило, страны, объявившие дефолт, в первый год после того как это произошло, не могут найти средства и вынуждены сокращать бюджетные расходы. При этом речь идет не только о сокращении инвестиционных программ, а и об урезании социальных расходов. В Украине много таких защищенных программ: зарплаты бюджетникам, стипендии, обслуживание госдолга, оплата коммунальных услуг и др.

Очевидно, что сокращение социальных выплат и госдотаций приведут к падению темпов экономического роста. По мнению экспертов, снижение бюджетного дефицита в Украине на один процент приводит к падению экономики на 0,7-1,5% (депрессация). Например, снижение дефицита бюджета на 5% при самом плохом раскладе обвалит экономику на 7,5% за год. Как следствие — рост безработицы и риск возникновения социальных потрясений. Например, социалистическая Румынии жила в нищете даже по меркам соцлагеря и 1980-х годах полностью рассчиталась с кредиторами. Но это плохо обернулось для режима Николая Чаушеску.

Попытки увеличить доходную часть бюджета, по мнению Владимира Ланового, президента Центра рыночных реформ, также обречены на провал. Согласно его расчетам, реальный дефицит бюджета составляет около 80 млрд. грн., но за счет повышения налогового давления и займов на внутреннем рынке реально можно получить не более 20 млрд. грн. Снижение темпов экономического роста и невозможность привлечения новых займов создают условия для дальнейшей девальвации гривны, которая к концу прошлой недели снова вернулась на межбанке к отметке 9 грн./$. Что в свою очередь спровоцирует рост цен на импортные товары и услуги. А это чревато потерями части сбережений населения и даже банкротством некоторых предприятий.

Учитывая политическую нестабильность и приближающиеся выборы, власть вряд ли решится урезать соцвыплаты и поэтому приложит максимум усилий для того, чтобы передоговориться с кредиторами или найти новые источники займов. Как отмечает Владимир Лановой, бывает, что страна даже просит кредиторов снизить стоимость заимствований, но, как правило, такие попытки не имеют успеха.

Тогда, по мнению эксперта, есть вариант, когда государство конвертирует свои краткосрочные долги в бумаги с более длительным сроком погашения. И напоминает, что Украина уже фактически переживала дефолт в 1998-2000 годах, но смогла реструктуризировать долги. Часть ОВГЗ, которыми владели нерезиденты, были заменены конверсионными ОВГЗ. Их погасили через несколько лет.

Кроме реструктуризации долгов, страна может найти нового кредитора. Можно пойти на переговоры с членами из Лондонского и Парижского клубов. Например, в конце 2008-го, когда международные агентства также снижали рейтинги Украины до преддефолтного состояния, Киев смог договориться с МВФ о выделении кредита.

Сейчас быстро договориться с МВФ, судя по всему, не получится. На обещанную помощь от ЕС и США рассчитывать можно только после формирования коалиционного правительства и проведения экономических реформ. Но и эти средства, по словам еврокомиссара по вопросам расширения Штефана Фюле, будут выделяться преимущественно через МВФ.

Россия также остается среди потенциальных кредиторов, несмотря на последние заявления Москвы о приостановке выкупа наших бумаг. "России невыгоден наш дефолт, потому что тогда по долгам за газ и прочим обязательствам мы перестанем платить. А им это неинтересно, им нужно обращение денег. Конечно, у России часто политические интересы превалируют над экономическими", — говорит Владимир Лановой.

Александр Жолудь напоминает о еще одном аспекте последствий дефолта по внешним обязательствам. Если нет выхода на внешние рынки заимствований, то автоматически растет цена займов внутренних. В том числе и для частного сектора. Надо помнить о том, что обязательства частных украинских компаний оцениваются на уровне $40-45 млрд. И часто свои старые долги предприятия платят, в том числе, за счет получения новых займов. Опасность кроется в том, что частным заемщикам кредиторы откажут в новых займах, опасаясь ухудшения ситуации. Просчитать последствия этого крайне сложно, так как многие заимствования делались в закрытом режиме.

Впрочем, бытует мнение, что дефолт окажет некое "очищающее" действие на экономику и вынудит правительство пойти на реформы ради новых кредитов, в частности, обратится за помощью в МВФ взамен на выполнение всем известных требований. Тогда через два-три года при условии проведения реформ страна может вернуться к экономическому росту, поскольку конкурентоспособность украинских предприятий на внешних рынках повысится.