- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Эволюция МВФ
Международный валютный фонд на пороге радикальных перемен. МВФ, как стабилизатор глобальной финансовой системы, готовится уйти на покой, а на его место придет новый МВФ, — жесткий реформатор чужих экономик
СОБЫТИЯ, разворачивающиеся вокруг Международного валютного фонда, все яснее говорят о том, что уход Мишеля Камдессю с поста руководителя данной организации в феврале этого года совершенно не случаен и за решением француза стоят влиятельные силы, осуществляющие сегодня нечто похожее на глобальную финансовую революцию. Уже не раз говорилось о том, что существующая сегодня структура МВФ не позволяет этой организации справляться с большинством тех обязанностей, которые в последнее десятилетие фонд так рьяно взялся исполнять. До этого времени, на протяжении многих лет, МВФ преимущественно выполнял функции пассивного стабилизатора мировой валютной и финансовой системы.
Рождение блага
ПО СУТИ, организация задумывалась именно как механизм, защищающий валюты высокоразвитых промышленных стран от резких колебаний. Фонд стал главным столпом в системе, получившей название Бреттон-Вудсской. Она предполагала, что каждая страна — член МВФ — была обязана установить золотое или долларовое содержание своей денежной единицы, тем самым определяя валютный паритет между своей валютой и валютами стран-участниц. Далее, каждая страна была обязана сохранять курс своей валюты относительно любой другой валюты неизменным. Такой, вкратце, была схема тогдашнего нового мирового финансового порядка. Роль МВФ в этом порядке была одной из важнейших, однако активной ее назвать трудно. Частичная привязка ведущих валют к золоту не вносила большого беспокойства в мировую финансовую систему, а потому и не осложняла жизнь фонду.
Первый период активности МВФ пришелся на начало 60-х. Относительная стабильность мировых рынков и большая сумма накопленных фондом средств подтолкнули организацию к более активной деятельности. Фонд, помимо существовавших квот, активно начал привлекать заемные средства у правительств стран-членов или денежно-кредитных органов, что сделало МВФ похожим на обычный кредитный банк. Только в 1982 году фонду напомнили о его главных обязанностях и было принято решение ограничить подобную деятельность организации. Права МВФ по осуществлению займов были ограничены до 60% от общего объема квот стран-доноров.
К тому времени в мировых финансах произошел очередной переворот. Еще в 1971 году Бреттон-Вудсская система приказала долго жить и была введена система плавающих валютных курсов. МВФ, как главный механизм бывшей системы, было решено не упразднять, так как и при новых порядках фонд был в состоянии выполнять свои обязанности. Однако деятельность этого института не могла не измениться, что, впоследствии и произошло.
Без вины виноватый
МВФ ЖДАЛ очередной всплеск активности, который пришелся на начало 90-х годов, когда стала набирать ход как американская экономика, так и экономика глобальная. Многократное увеличение инвестиционной активности в так называемые страны с развивающимися экономиками и высокая степень риска как раз и спровоцировали эту активность. Необходимы были средства, которые бы помогли укрепить экономики развивающихся стран, снижая таким образом степень рисков и в качестве этих средств были использованы активы МВФ. В принципе, эта деятельность не расходилась с главными задачами фонда, однако ее размах все более настораживал. В феврале 1995 года фонд принимает беспрецедентное в своей истории решение предоставить кредит стенд-бай Мексике на сумму $ 17,8 млрд., т.е. на 688% квоты этой страны в МВФ. Впоследствии подобные кредиты стали обычным делом для фонда (Бразилия получила кредит на сумму около $40 млрд., Южная Корея — более $50 млрд.). К этому времени были проведены и очередные изменения регулятивного характера в самом фонде, в частности принято решение по приостановке права голоса некоторых стран, не выполняющих своих обязанностей перед фондом; по предоставлению странами более широкой отчетности; предпринимались попытки увеличить размер квот стран-доноров и т.д. Однако все эти усилия оказались явно недостаточными для того, чтобы справиться с таким новым явлением, как глобальный финансовый кризис. Объективности ради стоит сказать, что МВФ вряд ли стоит считать главным виновником глобального кризиса, фонд просто оказался крайним в этой ситуации, так как все вспомнили, что именно он стоит на страже общемировой финансовой стабильности.
Штрихи переквалификации
ИМЕННО глобальный финансовый кризис заставил многие страны пересмотреть позиции МВФ. Отставка Мишеля Камдессю стала тем толчком, после которого и начался процесс реального реформирования фонда. Разговоры о новом главе МВФ в некоторой степени затмевали информацию о том, каким же на самом деле должен стать фонд в самом ближайшем будущем. Решать будущую судьбу МВФ должны Соединенные Штаты, хотя бы потому, что эта страна является крупнейшим донором организации и любые преобразования в фонде должны быть одобрены американской стороной. И США уже приняла ряд решений, которые обозначат круг полномочий фонда, после того, как будет избран его новый глава. В начале марта, а именно 8-го числа, International Financial Institution Advisory Commission представила в специальную сенатскую комиссию Конгресса США массивный доклад, в котором представлены реальные предложения, касающиеся реформирования МВФ и Всемирного банка. Суть доклада заключается в том, что деятельность этих двух организаций должна быть максимально ограничена и сконцентрирована исключительно на предоставлении финансовой помощи бедным странам. Это и прекращение предоставления кредитов странам, находящимся в состоянии экономического кризиса, прекращение кредитования тех стран, которые имеют широкий доступ к мировым крупным кредитным организациям и т.д. Доклад в целом был одобрен и таким образом, становится очевидно, что как для МВФ, так и для Всемирного банка наступает очередной период пассивности или, более того, период забытья.
Дело в том, что отвергнутый кандидат на место руководителя МВФ, японец Айзуке Сакикабара в начале марта заявил, что японское правительство рассматривает возможность создания Азиатского валютного фонда (АВФ), как абсолютную замену МВФ. Для создания такой структуры, несомненно, понадобится некоторое время, но сегодня вряд ли стоит исключать эту возможность, тем более, что Азия уже начала разработки программ по созданию общеазиатской валюты и АВФ тут видится как нельзя кстати. Если эти две структуры будут совместно существовать, то ни о каком глобальном влиянии фонда не может быть и речи. Но МВФ и сам устраняется от глобализма.
У МВФ отбирают саму его идею — стража мирового финансового порядка. Вместо этого, фонд будет работать с бедными странами, поднимая их экономики. После публикации указанного выше доклада, стало ясно, почему Кайо Кох-Вазер, один из бывших претендентов на пост главы фонда, является "недостаточно влиятельной личностью", как это заявили Соединенные Штаты. Новый руководитель фонда должен быть не столько влиятельным, сколько жестким и неуступчивым, чтобы суметь внушить развивающимся странам необходимость реформирования экономики в нужном фонду направлении, и за это получать кредиты. Немец Хорст Келлер, руководитель Европейского банка реконструкции и развития, как нельзя лучше подходит на должность нового директора-распорядителя МВФ, ведь он известен как ярый пртотивник широких программ реформирования стран Восточной Европы. С Келлером трудно будет договориться, и это главная реформа МВФ. Фонд может превратиться в международный институт шантажа, предоставляя кредитные средства только в исключительных случаях и только после выполнения всех его требований. В этом видится сегодня главная функция будущего реформированного МВФ.
Безусловно, все будет выглядеть не так уж и страшно. Более того, авансом, МВФ и Всемирный банк намерены простить все долги беднейшим странам, что реформаторам видится как необходимый шаг на этапе реструктуризации этих организаций. Такие благородные жесты не делаются даром.