- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Foxconn. Фирма-тюрьма, или обратная сторона азиатского экономического чуда
Хуайхай в центре Шанхая считается одной из самых известных "шопинг-миль" Поднебесной. C 4 ноября она станет еще на один бутик богаче. Именно на эту дату запланировано открытие первого в Китае магазина бытовой техники компании Media-Saturn. О предстоящем событии уже говорят красные корпоративные флаги. До конца 2012 года "дочка" концерна Metro из Дюссельдорфа планирует открыть в окрестностях Шанхая до девяти магазинов. В первую фазу экспансии Media-Saturn и его партнеры инвестируют $200 млн.
Участвует в этом и производитель электроники Foxconn. С 20 заводами и 937 тыс. рабочих в Китае (в ближайшие годы к ним должно добавиться еще 400 тыс. человек) Foxconn является стремительно растущим гигантом. Но на Западе о нем заговорили лишь после того, как в нынешнем году 13 его рабочих покончили с собой, бросившись с крыш заводов и общежитий. Foxconn во главе с Терри Гоу владеет 25% в СП, которое будет обслуживать магазины Media-Saturn в КНР.
Metro AG — новый, но не единственный именитый партнер Foxconn. На его заводах в Поднебесной производят свои мобильные телефоны, портативные компьютеры или игровые консоли почти все известные бренды коммуникационной электроники. Пожалуй, каждый житель западных государств, сам того не зная, уже держал в руках продукт "Made by Foxconn". Для культовой марки Apple это предприятие производит iPhone, iPod и iPad. Dell разрешает тайваньцам производить на китайских заводах ноутбуки и ПК. Для Nokia с конвейеров Foxconn сходят мобильные телефоны. Sony заказывает Playstation и портативные компьютеры. Согласно опросам, уже в 2011 году Foxconn с его почти 1 млн. рабочих будет контролировать половину мирового производства коммуникативной электроники.
Хотя вынос производства в более дешевый Китай принес Apple & Co. более высокие прибыли, тесная кооперация с Foxconn скрывает также многочисленные риски. Из-за скандалов, связанных с серией самоубийств на заводах этой компании, и последовавшей дискуссии об условиях труда на китайских предприятиях, имиджу Apple и других отраслевых грандов, созданному рекламными кампаниями стоимостью в миллионы долларов, может быть нанесен ощутимый урон.
Всего пару недель назад Foxconn снова "засветился" в заголовках СМИ. Недавнее исследование нескольких китайских университетов показало, что многие из опрошенных 1700 китайских рабочих вынуждены трудиться сверхурочно, вне стандартов безопасности, терпя оскорбления и даже "атмосферу тюрьмы".
Перестроиться для конкуренции
Большая часть продукции выпускается на предпритиях в южно-китайском Шеньчжене, прямо на границе с Гонконгом. Слева и справа от пыльной улицы, которая ведет к южному входу кампуса в районе Лонхуа, расположены магазины мобильных телефонов, кафе и парикмахерские. Небольшие магазины предлагают на продажу простую одежду, поддельные DVD и спортивные товары. У обочины стоят старые столы для бильярда.
Маленькие группы девушек в красной униформе Foxconn бродят по переулкам. Они позволяют себе расслабиться за лапшой, пельменями и холодным чаем. Гламуром и роскошью экономической метрополии Шеньчженя у ворот Foxconn даже не пахнет.
Через пропускные пункты на входе видно территорию завода, на котором среди прочего ежедневно производят 137 тыс. iPhon-ов. Обычно руководство фирмы не позволяет журналистам посещать предприятие. Единственным исключением в рамках PR-наступления на Foxconn после волны самоубийств недавно стал американский журнал Business Week. Остальные средства массовой информации используют откровения рабочих или рассказы просочившихся на предприятие борцов за права человека.
Гигантская империя началась с небольшого кредита. В 1974 году учредитель и глава компании Терри Гоу одолжил $7,5 тыс. у своей матери. Так была основана империя Hon Hai — материнская компания Foxconn. В жалком пригороде Тайбэя 23-летний Гоу арендовал сарай и купил несколько машин для литья под давлением. С их помощью он и начал производить кнопки-переключатели для черно-белых телевизоров. Одним из первых клиентов Гоу стал голландский производитель Philips.
Прорыва Терри Гоу добился шесть лет спустя. Тогда он получил заказ японской компании Atari. Японцы шагали к мировому лидерству по продаже видеоигр, и Гоу начал производить детали, которые связывали кабель джойстика с игровой консолью. Освоив этот задел, он решил начать разработку высоких технологий. И вскоре фирма Гоу зарегистрировала первые патенты и начала изготавливать специальные кабели. В 80-х предприятие вставило ногу в дверь США — Hon Hai начал производить штепсельные соединения для IBM.
Когда зарплаты на Тайване слишком возросли и предприятия начали переносить свои производства в более дешевые страны, такие как Малайзия, Таиланд или Филиппины, Гоу посмотрел в другую сторону — на материковый Китай, где реформатор Дэн Сяопин как раз начал открывать экономику. До этого ни одной иностранной компании не хватало смелости входить в КНР с ее огромным дефицитом инфраструктуры, образования и качества жизни.
Терри Гоу это не пугало. Он построил фабрику в Шеньчжене. Дэн объявил город специальной экономической зоной, в которой иностранные предприятия пользовались налоговыми преимуществами и другими льготами. В 1991 году Гоу вывел Hon Hai на биржу в Гонконге и смог профинансировать свою экспансию на материковом Китае.
В нынешнем году оборот Hon Hai — материнской компании Foxconn — составит $85 млрд. и будет почти на 40% больше, чем в 2009-м. Капитализация Hon Hai, 12% которой принадлежит Гоу, достигает $36 млрд. Секрет успеха его компании в том, что Foxconn все делает сам, закупая лишь небольшую часть компонентов. Иначе говоря, 70% частей мобильного телефона типа Nokia 1209 Foxconn производит "собственноручно".
Ноу-хау исчезает
По слухам, сейчас Apple ищет других поставщиков для части своей продукции. Действительно, партию iPhone и iPad сегодня производит конкурент Foxconn — компания из Тайваня Quanta. Apple намерена позволить Quanta производить новый Macbook Air, как до сих пор это было с Macbook Pro. Правда, официально Apple все-таки поддерживает Foxconn. "Терри — это сильный руководитель со страстью к максимальным показателям, — говорит член правления Apple Тим Кук о главе Foxconn. — Он партнер, пользующийся доверием, и мы счастливы работать с ним". В Metro также успокаивают. "Мы очень внимательно наблюдали за серией самоубийств в Foxconn, — заявил глава правления Экхард Кордес. — Но на наш бизнес это никак не повлияет". Кроме того, в договорах между Media-Saturn и тайцами указано, что Foxconn должен соблюдать этические стандарты, добавляет Кордес.
Но кроме этических претензий, в адрес компаний, сотрудничающих с Foxconn (как и другими азиатскими предприятиями), все чаще звучит критика из-за роста безработицы в США. Apple, к примеру, обеспечивает в США работой лишь 38 тыс. человек. Причем более половины из них — это скромно оплачиваемые продавцы в магазинах компании. Именно поэтому популярный благодаря своему телешоу гуру недвижимости Дональд Трамп, к примеру, требует облагать специальным налогом перенос за границу связанных с производством рабочих мест. Правда, у таких концернов, как Apple или HP, еще остается шанс противопоставить Foxconn таких конкурентов, как Quanta или Compal. Но более мелкие предприятия должны быть сегодня благодарны и за то, что они вообще могут использовать мощности подрядчиков.
Все проблемы этими шагами решены не были. В скромном офисе на окраине Шеньчженя сидит некто Чжу Вей (имя изменено), который вместе с тремя другими китайцами регулярно проверяет для China Labor Watch (CLW) условия работы на китайских предприятиях. В августе Чжу две недели инкогнито работал в Foxconn — собирал на конвейере принтеры HP. Чжу открывает свой ноутбук — он тайком сделал пару фотографий на заводе мобильным телефоном. Видно чистый зал, кондиционеры у потолка и рабочих в белых халатах и головных уборах. "Завод определенно лучше, чем другие в Китае", — говорит Чжу. Хотя после повышения зарплаты в июне начальники смен сократили оба 10-минутных перерыва. "Звонок звенит, — рассказывает Чжу, — но старшие рабочие заставляют людей еще две-три минуты продолжать работу". А если не выполняется дневной план в 300 принтеров на конвейер, рабочие должны оставаться после смены без дополнительной оплаты, сообщает активист CLW.
При этом Foxconn, в отличие от многих маленьких предприятий-изготовителей в Китае, даже среди представителей неправительственных организаций считается еще сравнительно надежным работодателем. Предприятие, по крайней мере, вовремя выплачивает зарплату и в основном соблюдает законы. Для многих китайцев Foxconn — это шанс.
По дороге на запад
В будущем Foxconn намерен наладить производство прежде всего в городах на западе и в центре страны, таких как Ухань, Чэнду, Чунцин и Чжэнчжоу, а также на севере в Лангфанге. Там рабочие зарабатывают сейчас на 30% меньше, чем в приморских городах КНР. В целом в ходе своей инициативы "Go West" Foxconn намерен дополнительно набрать в Поднебесной 400 тыс. рабочих.
В более отсталых регионах местные органы власти стелют перед Гоу красную ковровую дорожку. В Чжэнчжоу, где в будущем 300 тыс. человек должны производить для Foxconn мобильные телефоны и ноутбуки, правительство бесплатно предоставило тайваньскому концерну земельные участки, сообщают китайские СМИ.
Однако несколько поспешный переезд во внутренние области Китая требует улучшения по части экологических стандартов и требований безопасности. В августе в Чжэнчжоу (Zhengzhou) несколько тысяч рабочих уже приступили к выпуску продукции. В полутемном, затхлом заводском цеху на окраине города грохочут длинные ряды машин, имеющие форму ящиков. По проходам бегают рабочие в тонких матерчатых масках. В воздухе висит едкий запах. За внешней стеной заводского цеха по зеленой траве растекается вязкая черная жидкость. Многие растения покрыты сухой черной пленкой. "Здесь производятся iPhones", — говорит охранник у входа.
Глава Foxconn Терри Гоу
Selfmade-миллиардер
Упреки в эксплуатации китайских рабочих соответствуют крутому нраву Гоу. Сегодня 59-летний миллиардер считается жестким топом. Его любимые высказывания — "Голодные люди имеют особенно ясный разум" и "Суровое окружение — это хорошая вещь". Хотя в последнее время Гоу все же стал мягче и рассудительнее. Пять лет назад его жена умерла от рака, а три года назад — от лейкемии умер и брат. С тех пор Гоу практикует йогу, время от времени обедает вместе со своей 85-летней матерью и заботится о своем фонде. Журнал Forbes оценивает состояние Терри Гоу, отца троих детей, в $5,9 млрд. Более точно он и сам не знает: "У меня есть человек, который этим занимается. Раз в год он дает мне листок и говорит: "Вот, уже столько".