- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Газа не будет
На прошлой неделе Нацкомиссия госрегулирования энергетики (НКРЭ) приняла постановление "Об урегулировании порядка доступа к газотранспортной системе". Документ обязывает "Укртрансгаз" обеспечить равный доступ к транзиту, экспорту и хранению газа в подземных хранилищах всем участникам газового рынка.
Законодательно равный доступ к ГТС был закреплен еще в июле 2010-го Законом "О функционировании рынка природного газа". Но на практике принцип не работал без постановления Нацкомиссии. Тот факт, что первый вариант постановления был полностью готов еще весной 2011-го, но принят лишь год спустя, говорит о многом. Особенно если учесть, что весь прошлый год украинское правительство провело в безуспешных попытках добиться от России снижения газовых цен, в том числе — в обмен на долю в отечественной газотранспортной системе. Теперь участие "Газпрома" в консорциуме теряет всякий смысл — даже контрольный пакет не гарантирует россиянам полного контроля над ГТС.
Подписание этого документа ставит точку в долгой торговле вокруг дешевого российского газа — по сути, это констатация факта, что его в Украине никогда не будет. Зато в ближайшие три-пять лет на внутреннем рынке вполне может появиться поставленный морским путем сжиженный газ, реверсный газ из Европы и даже сланцевый газ отечественной добычи, поскольку теперь транзитеры, поставщики и добывающие компании имеют гарантированный доступ к прокачке. Впрочем, все это — долгосрочная перспектива. В ближайшем будущем открытие равного доступа к ГТС обернется для Украины ровно двумя последствиями.
Первое — финансовое участие в реконструкции газотранспортной системы европейских структур. Так, практически одновременно с подписанием постановления замминистра энергетики Владимир Макуха сообщил, что Украина активизирует переговоры с ЕБРР и EIB о кредитовании модернизации ГТС. Первым этапом реконструкции станут работы по модернизации газопровода "Уренгой — Помары — Ужгород" общей стоимостью $538,87 млн., из которых $230,87 млн. составят деньги "Нафтогаза", $308 млн. — кредиты ЕБРР и EIB.
Второе следствие — неизбежное падение транзита российского газа. Если в 2011 году в Европу через Украину было прокачано более 70 млрд. куб. м, то с пуском второй очереди Северного потока объем европейского транзита сократится до 50-55 млрд. куб. м в год (объем, законтрактованный Словакией на ближайшие 20 лет). Соответственно, упадет доход от транзита, который сейчас составляет около $2,5-3 млрд. в год. Удастся ли компенсировать эти потери, будет зависеть только от последовательности энергетической политики Киева.