- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Генералы гранитных карьеров
40%-ная прибыльность производства щебня привела к росту стоимости украинских карьеров в десятки раз.
Недавно компания "Юнигран", лидирующая по уровню продаж гранитного щебня в центральном регионе, переехала из арендуемого офиса в презентабельный особнячок по улице Михайловской. Сегодня она может себе это позволить. Компания сконцентрировала у себя несколько карьеров, дробильных заводов, наладила партнерство с крупнейшими столичными потребителями щебня и частично замкнула цикл собственного производства на строительстве.
"Юнигран" начала свою деятельность более десяти лет назад как дистрибутор на рынке стройматериалов. Со временем собственники решили заняться собственным производством щебня, для чего приобрели акции в пяти карьерах, в трех из которых сегодня владеют контрольными пакетами. Сегодня в компании трудятся 1200 человек, а проблема воровства в карьерах решается просто: средняя зарплата рабочих, превышающая 2 тыс. грн., вынуждает их дорожить рабочим местом.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaДля того чтобы сэкономить на транспортировке щебня, которая составляет 30-50% затрат, и избавиться от зависимости от вечного дефицита вагонов, компания содержит железнодорожный участок, 200 собственных и 300 арендованных вагонов, а также парк крупногабаритных самосвалов.
Вместе с тем "Юнигран" развивает и другие направления в рамках строительного бизнеса. В частности, завершает строительство двух заводов: по производству матрицы для взрывчатых веществ и завода по производству тротуарной плитки, строительных блоков и бордюрного камня. Для оказания услуг по бурению и взрывным работам в рамках "Юниграна" создана компания "Юнигран-сервис". В дальнейших планах собственников — не только расширение за счет покупки новых карьеров, строительства в Харькове, но и создание холдинга. А в перспективе — выход на IPO.
"Сейчас рынок на подъеме, перманентно ощущается дефицит щебня, но со временем рынок насытится, ажиотаж пройдет, и останутся только крупные игроки, способные конкурировать по цене и качеству предлагаемых услуг", — говорит гендиректор "Юниграна" Сергей Дыняк. Чтобы выдержать конкуренцию и занять достойное место на рынке, необходимо готовиться уже сегодня, уверен он. Причем в настоящее время серьезных конкурентов в регионе у "Юниграна" немного. По словам руководства, это связано с тем, что не многие производители сейчас активно инвестируют в производство. Большинство продолжают работать на старом оборудовании, не увеличивая мощности по добыче щебня. Основную конкуренцию компании сегодня составляют не столько производители, сколько перекупщики и торговцы щебнем.
Иметь даже один карьер сегодня выгодно. По мнению финансового консультанта компании "Региональные строительные инвестиции" Георгия Рябова, сейчас это беспроигрышные инвестиции. В первую очередь благодаря огромному спросу и соответственно рынку сбыта. Так, компании недавно удалось приобрести "Рокитнянский гранкарьер". Добытый щебень частично пойдет на собственные нужды — компания строит жилой комплекс в Коцюбинском под Киевом, а частично на продажу. Пока карьер производит не более 300 тыс. тонн щебня в год, но после модернизации собственники планируют выйти на
1 млн. тонн.
На обновление оборудования, покупку новой техники, подвод железнодорожных путей планируется потратить около $10 млн. В компании рассчитывают, что несмотря на существенные капиталовложения, затраты окупятся довольно быстро.
По мнению Георгия Рябова, спрос на щебень с каждым годом будет только расти, как и цена на него, поэтому производство и продажа при налаживании адекватной схемы работы могут принести немалую отдачу.
Хозяева совсем небольших карьеров чувствуют себя на рынке пока тоже уверенно. Имея один-два самосвала, они стремятся обеспечить щебнем бурно развивающееся коттеджное строительство. На Окружной дороге за Киевом всегда можно увидеть несколько машин, готовых подвезти щебень прямо к стройке. Стремятся они заполнить и нишу небольших производителей бетона, компаний по ремонту дорог, с которыми крупные производители щебня не работают, отдавая предпочтение большим объемам поставок. Но устаревшие технологии, изношенное на 90% оборудование часто не позволяют им производить продукцию, востребованную сегодня на рынке — например, щебень мелкой фракции.
Почти на вес золота Щебневые и гранитные карьеры нынче в цене. Желающие прибрести их выстраиваются в очередь. За последние пару лет цены возросли в десятки раз. Если еще два года назад стоимость "среднего" карьера с хорошим запасом камня составляла около $300 тыс., то в этом году покупателям предлагают выложить за него не менее $3 млн.
Одной из главных причин ажиотажа является бум жилищного строительства. Подогрели рынок также грядущий в 2012 году чемпионат Европы по футболу и Олимпиада в Сочи, со всеми задекларированными объектами строительства дорог, стадионов, гостиниц.
Поскольку без дробленого гранита не обойдется ни одно строительство, даже самое маленькое, собственники гранкарьеров уже предвкушают увеличение доходов. Сегодня прибыльность этого бизнеса достигает 40%, и в ближайшие пять лет спрос на щебень будет только расти. Хотят влиться в него и новые игроки, рассчитывая заработать на быстрорастущем спросе и быстрой окупаемости вложений.
При том, что Украина богата на залежи гранитно-щебневого сырья, найти сегодня "свободный" карьер для покупки довольно сложно. Большинство работающих карьеров, а их в Украине насчитывается более сотни (причем 20% из них сосредоточены в Житомирской области), находятся в руках частных предпринимателей. Как таковой приватизации карьеров не было. В свое время они входили в различные гособъединения и в смутные времена 90-х с проведением корпоратизации перешли в руки частных собственников — как правило, директоров тех самых госструктур.
В компании "Юнигран", одном из крупнейших в Киевском регионе производителе щебня, рассказали, что сегодняшний ажиотаж на этом рынке и цены на карьеры взвинчены искусственно. В настоящее время фактически идет перекупка карьеров. У собственников, которым месторождения достались за копейки, сейчас есть возможность выгодно продать свой бизнес. "Это очень коррумпированный рынок. Недавно мы изучали возможность покупки карьера, но цены настолько взвинчены, что за такие деньги можно купить хороший карьер в Европе. А у нас за бешеные деньги предлагают клочок земли и заброшенное производство", — заметил Сергей Дыняк.
Хотя многие карьеры находятся в плачевном состоянии, купить действующее производство сегодня выгоднее, чем начинать разработку нового месторождения. Во-первых, рабочий карьер имеет налаженную инфраструктуру, рабочую силу, а главное — необходимый пакет разрешительной документации. Стоить такое "добро" сегодня может от $1 млн. до $20 млн., в зависимости от мощности месторождения, объема залежей породы, наличия транспортной составляющей, месторасположения и удаленности от потребителей. Еще больше придется вложить в новое оборудование, поскольку в большинстве
отечественных карьеров оно не обновлялось с советских времен. Стоимость единицы техники на этом рынке колеблется от $200 тыс. до $1 млн.
Приобрести новый карьер еще сложнее, и сколько он в итоге обойдется покупателю, не скажет ни один эксперт. Многочисленные проблемы носят в первую очередь бюрократический характер. Говорят, оформление лицензии недропользователя, землеотвода, горного отвода, получение согласований от сельсовета и райсовета до Кабмина — очень хлопотное и затратное дело, которое может растянуться на три-четыре года.
Кроме этого, разработка новых месторождений таит массу "подводных камней" и часто упирается в "земельный вопрос". Для разработки карьера нужно осваивать близлежащую территорию, которая необходима под производство, склады готовой продукции, строительство подъездных путей. Но зачастую земля вокруг перспективного карьера оказывается распаеванной, и решение этого вопроса с собственниками земли заводит в тупик любые переговоры. В итоге мало кто из "простых смертных" решается идти по столь тернистому пути. Поэтому, несмотря на наличие множества неразработанных месторождений, дефицит щебня и большой спрос на гранкарьеры, выдача новых лицензий остается вялотекущим процессом. Например, в прошлом году не было выдано ни одного горного отвода, сообщили в облгосадминистрации Житомирской области.
Кто что ухватил
Выяснить расклад сил на рынке щебня оказалось делом непростым. Эксперты уверяют, что большинство гранкарьеров уже третий год активно скупают россияне. Если раньше они массово налаживали экспорт этой продукции из Украины, то сейчас предпочитают обзавестись здесь собственными производствами.
В свое время на украинский рынок пришли несколько иностранных компаний-производителей цемента. В частности, собственной сырьевой базой себя обеспечили крупные международные концерны "Лафарж" (Франция), Heidelbergcement (Германия), CRH (Ирландия). Последняя особенно активно занялась развитием карьеров, инвестируя в производство значительные средства.
Собственники цементных предприятий считают развитие такого бизнес-направления, как добыча щебня, одним из приоритетных. По мнению экспертов, владея щебневыми карьерами, производители цемента по сути могут диктовать цены железобетонным предприятиям, поскольку сконцентрировали у себя основное сырье для производства бетона (цемент и щебень).
Эксперты ожидают, что в ближайшее время приход иностранных инвесторов на этот рынок активизируется. Уже сегодня 50 млн. евро готова вложить в карьеры Житомирской области австрийская компания Alas International. Компания намерена производить щебень, гравий и бетон. Совсем недавно сделку по приобретению 94% акций производителя строительного щебня — ОАО "Жежеловский карьер" (Винницкая обл.) — завершила чешская добывающая группа Kamenolomy CR. До недавних пор акции карьера принадлежали десятку акционеров, в основном из числа менеджеров, а наиболее солидные пакеты находились в руках главы наблюдательного совета. Обладающая 30-ю карьерами в Чехии, компания до сих пор не имела ни одного производства за пределами родины. Украинский актив стал для чехов первым, хотя назвать его очень привлекательным на сегодняшний день нельзя. Чтобы загрузить предприятие на проектную мощность, нужны значительные инвестиции в обновление основных фондов.
По мнению экспертов, выбор Украины для экспансии вполне оправдан, поскольку отечественный рынок находится на подъеме и ощущает острую нехватку в инвестициях. Дальнейшие прогнозы специалистов — еще более ободряющие для инвесторов. Начиная со следующего года ожидается обострение дефицита, что сулит производителям щебня постоянное увеличение цен на него и неплохой заработок.
Дефицит этой продукции производители бетона и строительные организации ощущают все больше, особенно в весенне-летний сезон активного строительства. Чтобы избежать сырьевой зависимости, предприятия ЖБК и строительные организации тоже заявляют о намерении приобрести гранкарьеры. Некоторым это удалось сделать несколько лет назад. Например, бетонный завод им. Ковальской приобрел в свое время пакет акций Емельяновского карьера в Житомирской области. Однако карьер, который к моменту покупки проходил санацию после возбуждения дела о его банкротстве и практически не работал, не в состоянии полностью обеспечить быстрорастущие потребности предприятия.
Ищут карьеры для покупки Ивано-Франковский бетонный завод и столичная строительная компания "ТММ". Директор "ТММ" Николай Толмачев объяснил интерес к стройматериалам желанием компании не зависеть от капризов поставщиков, а также возможностью сэкономить на высоких наценках производителей. Имела когда-то собственный карьер под Коростенем компания "Киевгорстрой", но в смутные времена акционирования (в середине 90-х) утратила его, о чем сегодня жалеет. Теперь "Киевгорстрой" планирует создать совместное украинско-канадское предприятие по переработке строительного мусора в щебень и использовать его для строительства дорог.
Несколько десятков карьеров входят в систему "Укрзализныци". По мнению специалистов, потенциально это перспективные объекты, но сегодня железнодорожники не спешат заниматься их развитием.
Не имеющие собственной сырьевой базы крупные железобетонные комбинаты и автодорожные компании стремятся заключать долгосрочные контракты на большие объемы закупок с постоянными поставщиками, пытаясь таким образом уберечь себя от дефицита щебня и резких скачков цен.
Рискованный бизнес
Несмотря на все видимые плюсы "карьерного" бизнеса, он сопряжен с многочисленными рисками. Как правило, они носят "внутренний" характер. Например, покупая месторождение на вторичном рынке, можно приобрести "кота в мешке", то есть вместо многомиллионных запасов, рассчитанных на 20 лет добычи, можно получить то, что порода в данном карьере закончится через два года. Не на руку собственникам могут сыграть и природные катаклизмы. Нередки случаи, когда после взрывных работ карьер начинает затапливать, и если это подводная река, разработку данного объекта можно считать законченной. Немаловажной проблемой является и человеческий фактор. На нехватку специалистов отрасли — инженеров, квалифицированной рабочей силы — жалуются практически все собственники карьеров. Рискованно пускать за руль новенького "Катерпиллера" с компьютерным управлением и стоимостью почти $800 тыс. простого тракториста или водителя без соответствующей квалификации. Как правило, карьеры расположены далеко от крупных населенных пунктов, часто в депрессивных регионах, поэтому привлечение ценных кадров выливается собственникам "в копеечку".
В то же время, по мнению экспертов, спрос на щебень будет продолжать расти. В результате этого обретут новых хозяев заброшенные и истощенные месторождения, а также небольшие устаревшие карьеры. Также повысится спрос на вторичный щебень, получаемый в результате утилизации бетона, шлаковых отвалов и пр.