- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Генпрокуратура разберется с продажей UMC
На минувшей неделе Генеральная прокуратура Украины подала иск в Хозяйственный суд Киева о признании недействительной сделки по продаже контрольного пакета акций СП "UMC". Фигуранты сделки — "Укртелеком", покупатель пакета, российская компания "МТС" и Фонд госимущества — настаивают, что продажа мобильного оператора прошла с соблюдением всех норм закона
Иск Генпрокуратуры, оспаривающий законность продажи "Укртелекомом" принадлежавших ему 51 % акций мобильного оператора СП "UMC", основывается на положении закона об особенностях приватизации национального оператора. Согласно закону, имущество "Укртелекома", балансовая стоимость которого превышает сумму, эквивалентную 14 тыс. евро, отчуждать запрещено. При этом в августе 2001 года ФГИУ издал указ о продаже "Укртелекомом" принадлежащей ему доли в уставном фонде UMC на сумму $171 млн. Именно на основании этого документа руководство "Укртелекома" заключило соответствующие договоры с российской компанией "Мобильные ТелеСистемы" ("МТС"). Первый из них был подписан в конце 2002 года, когда "МТС" стала владельцем 25% акций UMC за $84,2 млн., второй — в 2003 году, когда россияне приобрели еще 26% уставного фонда UMC за $87,57 млн.
Причин тому, что власти решили "придраться" и оспорить законность сделки, может быть несколько. Во-первых, стало жаль, что выручили мало денег. Что ж, сумма сделки действительно могла быть более высокой. Ведь в том же 2002 году "МТС" купила у голландской KPN и немецкой Deutsche Telekom по 16,3% акций украинского оператора мобильной связи, заплатив за каждый пакет по $55 млн. А год спустя "МТС" стала владельцем еще 16,3%-ного уставного фонда UMC, выкупив долю датской TDC за $91,7 млн.
Вторая причина пристального внимания Генпрокуратуры может быть связана с грядущей приватизацией "Укртелекома". Дело в том, что в 2001 году, когда идея продажи контрольного пакета акций UMC только обсуждалась, большинство экспертов — и в том числе советник ФГИУ по приватизации ОАО "Укртелеком" — заявляло, что эта сделка чрезвычайно снизит инвестиционную привлекательность телекоммуникационного монополиста.
Учитывая эти обстоятельства, поиск виноватых в сделке трехлетней давности может быть воспринят как попытка повлиять на главное приватизационное ведомство. Тут следует добавить, что представлению Генпрокуратуры предшествовали обращения Счетной палаты. Она обвинила Фонд госимущества в завышении показателей поступлений от приватизации государственного имущества в 2003 году за счет продажи именно контрольного пакета акций UMC. Хотя считать включение этой суммы в общий объем приватизационных поступлений незаконным просто абсурдно: продавалась ведь госдоля, и акт продажи госимущества еще никто не назвал иначе как приватизацией. Что же касается решения приватизировать UMC — то в свое время его принимало правительство, а осуществлял "Укртелеком". Об этом факте напомнил председатель ФГИУ Михаил Чечетов и заявил, что "Фонд здесь — вне игры". При этом Чечетов ни на секунду не сомневается, что сделка была вполне правомерной.