- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Гибко и прагматично
Благодаря высококачественной продукции небольшие китайские предприятия завоевывают мировые рынки.
Бульдозер с трудом вгрызается в плотную, желтую землю. Он готовит площадку для нового цеха. В нескольких сотнях метров за ним, прямо у реки, возвышается стальной колосс в строительных лесах. Рабочие передвигаются между железными прутьями и варят швы на сером корпусе корабля. Снова и снова снопы искр разрывают плотный смог, который в это утро лежит над верфью. Здесь, на окраине маленького городка Нантонг, на берегу мощной реки Янцзы находится резиденция судостроительной компании Mingde. Отсюда ее основатель и директор Йи Фенгуа намерен начать наступление на международный рынок контейнеровозов и танкеров для химической промышленности.
Пока дела у 45-летнего китайца идут неплохо. В это утро Йи сидит в своем кабинете на 4 этаже и ломает себе голову над тем, как выполнить все заказы, поступившие за последние месяцы. В книгах зарегистрированы заказы более чем на 40 судов. Основная масса заявок поступила от судоходных компаний Скандинавии. "Мы поставляем только за границу, — гордо сообщает Йи. — Там по достоинству ценят наше качество". Это предприятие, основанное всего три года тому назад, сейчас имеет оборот в 300 миллионов евро и загружено работой на пять лет вперед.
В тени таких известных международных концернов, как Huawei, Haier или Lenovo, которые будоражат западные рынки своими миллионными инвестициями, сейчас подрастает уже второе поколение китайских предприятий. Это малые и средние фирмы, которые активно работают в таких развивающихся отраслях, как судостроение, производство контейнеров и альтернативные источники энергии. Эти предприятия, преимущественно частные, объединяют китайскую дешевизну с высоким качеством и быстрыми темпами занимают все больше рынков за границей. "Вторая волна глобализации китайских предприятий идет полным ходом", — говорит Винсент Мерсье, эксперт по Китаю консалтинговой фирмы Roland Berger.
Около 39 миллионов малых и средних частных предприятий, по оценкам китайского статистического управления, зарегистрировано сейчас в Серединной империи. Это больше, чем в Европе и США, вместе взятых. За границей активно работает только небольшая часть из них. Однако в нише между успешными международными концернами, с одной стороны, и дешевыми производителями игрушек, спортивной обуви и пластиковых цветов, с другой, в Китае быстро развиваются предельно гибкие, ориентированные на инновации предприятия. Они создают поводы для беспокойства в своих отраслях на международном рынке. "Китайские предприятия вынуждены выходить за рубеж, потому что конкуренция на внутреннем рынке Китая очень жесткая", — говорит Крис Холл, эксперт по Китаю Macquarie Graduate School of Management в Сиднее.
В ходе своей экспансии в 2006 году предприятия из Китая инвестировали за рубеж уже более $16 миллиардов. Причем тенденция носит резко возрастающий характер. На эти деньги китайские концерны покупают, прежде всего, конкурентов в Европе или США, "поднимают" заводы в Польше, России и Чехии. Или строят, как поставщик телекоммуникационного оборудования Huawei, роскошные представительства в Германии. Эти предприятия поддерживаются китайским правительством, которое предоставляет им кредиты на льготных условиях. Потому что Пекин хочет, чтобы уже через несколько лет в числе 500 крупнейших предприятий мира находилось, по меньшей мере, 50 китайских.
На такую щедрую помощь государства главе компании Mingde рассчитывать не приходится. Йи нашел свою "пригоршню" инвесторов через китайского друга, который долго жил в США. Эти инвесторы вложили в его предприятие трехзначную сумму в миллионах. Сейчас Йи хочет вкладывать деньги, прежде всего, в дальнейшее улучшение качества своих судов.
"Корабельные корпуса от Mingde безупречны. Но чего китайцам пока еще не хватает, так это технических инноваций и инженерного потенциала", — говорит Йоханнес Тфедте, технический директор норвежской судоходной компании Gram Car Carriers.
Норвежцы уже заказали у китайцев четыре судна. За ними должны последовать и другие заказы, так как Mingde продает свои суда на 10-15% дешевле, чем конкуренты из Южной Кореи, которые пока еще доминируют на мировом рынке. Однако до 2015 года, согласно отраслевым оценкам, Китай должен сместить корейцев с позиции лидера рынка.
К проблеме нехватки ноу-хау Йи, как и многие другие китайские предприниматели, подходит очень прагматично. В Германии он ищет сейчас производителя корабельных двигателей, которого мог бы купить. А квалифицированных рабочих Йи переманивает у своего конкурента Nacks, расположенного по соседству с его верфью. "Мы просто добавляем им немного зарплату, — говорит глава Mingde. Nacks. — Это совместное предприятие, созданное китайской судоходной компанией Cosco и японским судостроителем Kawasaki". Ставку на приобретение ноу-хау за границей за счет поглощения делает и Ши Ценгронг, председатель правления Suntech Power — крупнейшего производителя гелиоустановок в Китае. В 2006 году предприятие из Вукси, насчитывающее 6 тыс. сотрудников, купило в Шанхае японского конкурента MSK. Примерно за $200 миллионов. Японцы разработали технологию, по которой элементы солнечной батареи могут так встраиваться в стеклянные фасады, что их нельзя увидеть.
Однако Suntech, который в этом году хочет выйти на годовой оборот в 1 миллиард евро, не ограничивается только зарубежными технологиями. В своей резиденции Вукси, где находится один из четырех заводов фирмы, Ши строит сейчас огромный собственный центр для проведения исследований и разработок. В целом же концерн выделяет на исследования и разработки около $30 миллионов ежегодно.
Эта стратегия оправдывает себя. За несколько лет Suntech поднялся до уровня второго по величине в мире производителя гелиоустановок. Уже два года предприятие котируется на американской бирже технологий Nasdaq. Однако более 95% своего оборота Suntech получает за пределами Китая. Почти 40% от этого — в Германии. Однако предприятие продолжает свою экспансию. У китайцев уже есть филиалы в Германии, Испании, Великобритании и США. Теперь Ши намерен открыть для себя рынки Восточной Европы и восточной части Средиземноморского региона. Создания производства за границей он также не исключает.
Однако совсем гладко предприятиям из Китая, и, прежде всего, малым, прыжок на мировые рынки не удается. "Фирмам часто еще не хватает опыта и знаний системы продаж, не хватает западного менеджмента или маркетинга", — считает эксперт Roland Berger Мерсье. Кроме того, у многих предприятий отсутствует правильная стратегия исследований и разработок. "Однако китайцы быстро учатся и наверстывают", — продолжает Мерсье.