- Категория
- Экономика
- Дата публикации
ГИБРИД, ОТ КОТОРОГО ВСЕ СТАРАЮТСЯ ОТКРЕСТИТЬСЯ
Евгений ЖовтЯк, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам бюджета
— По моему глубокому убеждению, в Украине слишком сильный налоговый пресс. Его нужно ослаблять. Делать это следует не путем изобретения новых налогов или той же новой налоговой базы при формировании закона о бюджете, а исключительно путем снижения уже существующих налоговых ставок. Что же касается вновь внесенных в закон о бюджете источников доходов — это и поступления от гербового сбора, и амортизационные начисления — я считаю, что это не просто вредные, это преступные нововведения. Это приведет к дальнейшей "тенизации" экономики, к дальнейшему развалу.
Бюджет нам, конечно же, необходим. Но при этом еще более необходима ответственность за его исполнение. За годы существования независимой Украины правительство еще ни разу как положено не отчитывалось о выполнении бюджета. Формальная причина состояла в том, что принимался закон, как правило, при одном правительстве, а бюджетный год заканчивался уже при другом. Я надеюсь, что нынешнему составу Верховной Рады и бюджетному комитету, в частности, удастся ввести этот процесс в нормальное русло. Правительство будет отчитываться о выполнении бюджета.
Самым негативным в процессе принятия бюджета-99 было то, что в то время, когда нужно было принять и опубликовать закон, еще продолжались дискуссии на тему, каким вообще должен быть этот закон. Абсолютно не выдерживается процедура принятия бюджета. В этом году, думаю, мы сделаем попытку положить конец такой ситуации путем принятия нового закона о бюджетной системе Украины. Возможно, этот закон будет называться "Бюджетный кодекс". Этот вопрос сейчас обсуждается в бюджетном комитете, надеемся, что к моменту принятия бюджетной резолюции мы будем иметь новый закон. Он и будет регулировать все бюджетные вопросы: процедуру формирования, контроль за исполнением, права и обязанности сторон, которые участвуют в бюджетном процессе. Кстати, бюджетный комитет будет настаивать на том, чтобы раз и навсегда была определена процедура так называемого бюджетного выравнивания, когда перераспределение средств государственного бюджета в пользу тех или иных областей будет происходить по четко определенной формуле, а не в зависимости от того, каким образом кто-то подошел к тому или иному чиновнику.
Принятый бюджет мне абсолютно не нравится. Причем интересно, что он не нравится ни Минфину, ни членам бюджетного комитета ВР. В процессе работы над бюджетом столкнулись две концепции, и ни одна из них в чистом виде не прошла. Вышел гибрид, от которого все стараются откреститься и не признавать его за своего ребенка. Хотя все же думаю, что принятый вариант лучше, чем тот, который предлагался Кабинетом Министров, но в нынешней ситуации можно было бы принять и лучший закон.
В той ситуации, в которой оказалась на данный момент Украина, бюджет должен предусматривать только самые минимальные государственные потребности и социальные программы. Все разговоры о кейнсианстве в условиях коррумпированного государственного аппарата, я считаю, серьезным преступлением. Я убежден, что все бюджетные средства, которые будут записаны в бюджет под лозунгами поддержки производства или развития каких-то направлений в экономике, тем или иным способом будут просто банально разворованы. Подтверждает это практика исполнения бюджета предыдущих лет. Ни одна государственная программа не дала никакого результата.
o o o o