НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Глубоко копают. В каком направлении будет развиваться интернет-банкинг

Банкиры делают ставку на упрощение доступа к услугам, продуктовые преимущества и расширение присутствия. Это должно добавить системам интернет-банкинга 20% пользователей
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие



В мае французская группа BNP Paribas запустила первый в Европе мобильный банк Hello Bank! Система доступна в Германии, Бельгии, Франции, а с октября — и в Италии. Через пять лет количество пользователей новосозданного банка должно составить почти полтора миллиона человек, рассчитывают в финучреждении. Перспективность ухода банковских услуг в интернет понимают и в Украине. Собственник Фидобанка Александр Адарич планирует создать на базе своего финучреждения украинский Amazon, где помимо финансовых услуг можно будет приобрести любой продукт. С другой стороны, о создании собственных банков уже заявили Google и Apple. По данным Gfk Ukraine, в первом квартале 2013 года число украинских интернет-пользователей достигло 17,74 млн. человек. Из них около 10% являются клиентами интернет-банкинга, тогда как до кризиса эта цифра не превышала и 2%.

Наряду с крупными финучреждениями в гонку за потенциальных клиентов вступили и небольшие банки, развивающие интернет-банкинг. Среди них Банк Русский Стандарт, Платинум Банк, Идея Банк и другие. "Через несколько лет интернет-банкинг в Украине превратится из альтернативного в один из основных каналов продаж и обслуживания клиентов. Например, в Западной Европе около 70% депозитов открываются посредством интернет-систем, в Украине этот показатель пока составляет около 6%", — говорит Арек Цемпура, директор альтернативных продаж Идея Банка. "Уже в ближайшей перспективе до 50% всех расчетных операций клиентов могут мигрировать в интернет-банкинг и другие каналы самообслуживания", — уверен председатель правления Банка Русский Стандарт Игорь Дорошенко. Чем заманивают банки клиентов в свои сети?

1. Легче и проще

Длительная процедура подключения, обязательные допдоговоры и сложность систем традиционно сдерживали появление новых пользователей интернет-банкинга. Теперь банкиры стараются максимально сократить время, необходимое для подключения. "Раньше для оформления доступа к интернет-банкингу клиенты получали в отделении банка конверт с паролем на вход в систему. Больше в этом нет необходимости, — рассказывает начальник департамента развития альтернативных каналов и поддержки продаж УкрСиббанка Наталья Кузьмич. — Новым клиентам пароль отправляется в SMS при оформлении пакетного предложения". Это позволяет менять формат банковской сети. По словам исполнительного директора ПУМБа Стефана Гуглиери, отделения постепенно меняют свой фокус с обработки транзакций на консультирование клиентов и продажу сложных продуктов. Пока идет процесс трансформации филиальной сети, банки "приучают" клиентов использовать интернет для наиболее простых операций — запроса баланса, получения выписки, погашения кредитной задолженности, перевода средств. К примеру, в отделениях ПриватБанка есть бесплатный интернет для проведения платежей в Приват24 и компьютер для клиентских операций: ежедневная доля операций через каналы самообслуживания составляет более 40%.

2. Продуктовые уловки

Оформление вкладов посредством интернет-банкинга стало еще одним маркетинговым шагом при продвижении финучреждениями этого направления. В частности, ряд депозитных программ имели альтернативный е-вариант, который предлагал бонус в виде повышенной ставки. Дополнительный процент варьировался от 0,5 до 2%. В результате, по словам опрошенных "Инвестгазетой" банков, сегодня почти четверть вкладов оформляется через интернет. К примеру, в ПУМБе процент депозитов физлиц, который оформляется с помощью системы интернет-банкинга, составляет 15-20%. В Дельта Банке депозиты составляют от 22% общего объема операций через интернет-банкинг.

Впрочем, депозиты — не единственный продукт, который выводят банки. В Сбербанке России в ближайшее время появится возможность купить онлайн все банковские продукты в ценных металлах, а также оформить кредитную карту. По словам заместителя председателя правления Сбербанка России Ирины Князевой, до конца 2014 года планируется довести проникновение интернет-банкинга до 30% от общего количества клиентов-физлиц, что составит более 300 тыс. человек.

Кроме депозитов, банки активно развивают регулярные платежи, которые удобны для оплаты коммунальных услуг и погашения кредитов. В некоторых системах можно активировать отложенный платеж на конкретную дату. Новым трендом стала и оплата онлайн-игр. "К 23 февраля мы сделали подарок для наших пользователей мужчин, добавив возможность онлайн-оплаты игры World of Tanks", — говорит директор по развитию электронных каналов Альфа-Банка (Украина) Ольга Папанова. Популярность набирают и разнообразные геосервисы, позволяющие находить не только отделения финучреждений, но и банкоматы с определенными функциями.

3. Расширение

Если раньше банки готовы были предоставлять возможность оплачивать коммунальные услуги только в крупных городах и у национальных операторов, то сегодня они вводят в списки и небольшие компании с региональной привязкой.

Расширяются и платформы, посредством которых интернет-банкинг становится доступным. Если год назад лишь немногие банки имели мобильные приложения, то сегодня речь идет не столько об их создании, сколько о возможности таких приложений для всех мобильных платформ. Банкиры говорят, что будут делать свои системы интернет-банкинга более дружественными к смартфонам и гаджетам с сенсорными экранами. Причем данный функционал банки расширяют не только для физлиц. К примеру, в банке "Финансы и Кредит" проводится адаптация системы "Интернет-банк" под потребности малого бизнеса. Уже внедрены нотариальные платежи, оплата налогов и штрафов, разработаны кредитно-карточные продукты для частных предпринимателей и нотариусов. По словам директора департамента каналов самообслуживания банка "Финансы и Кредит" Вероники Спирке, до конца 2014-го планируется перевести 20% операций банка в системы самообслуживания, предоставив клиентам также мобильные, автоматизированные каналы. В планах Укрэксимбанка увеличить количество пользователей интернет-банкинга в полтора раза, а в Альфа-Банке — удвоить до конца следующего года.