НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

GR-ажданская позиция

Депутат, консультант, журналист — каждый из них имеет набор качеств, необходимых для продвижения интересов бизнеса в коридорах власти. Как добиваются своих целей украинские специалисты в сфере GR?


Они не светятся в прессе. Не хвастаются успехами. Лишь единицы из них готовы говорить о своей работе "вслух". Все потому, что до сих пор в Украине специалистов по взаимодействию с госорганами, или, по-западному, GR-щиков, воспринимают как оплот коррупции, которые решают свои вопросы во власти за деньги.

Цивилизованный GR в Украине действительно только зарождается. Традиционно — в иностранных компаниях. Понемногу перенимать опыт западных коллег начинает и украинский бизнес. Что отличает их работу от "привычного стандарта" взаимоотношений бизнеса и власти в нашей стране?

Нужны всем?

"Генеральный директор — это капитан корабля. GR-щик — лоцман. Когда корабль заходит в незнакомую бухту, чтобы не наткнуться на подводный риф или мель, на него приглашают лоцмана из местных, чтобы тот помог ему причалить к берегу. Так и GR-щика приглашают для того, чтобы он помог компании приспособиться к условиям работы в новой стране или в незнакомой для себя ситуации", — так коротко излагает суть своей работы Николай Байрак, вице-президент канадской железорудной компании Black Iron, выполняющий функции специалиста по связям с госорганами.

Байрак среди "лоцманов" — новичок. Он был приглашен в Black Iron осенью 2011 года. Большинство его товарищей по цеху — с куда большим опытом, не меньше пяти лет. Управляющий партнер украинского офиса PBN Мирон Васылык на этом поприще работает уже 13 лет, как и Владимир Ткаченко, главный советник по вопросам отношений с государственными органами ArcelorMittal. Геннадий Радченко, директор по корпоративным вопросам в Nestle, в чьем ведении находится должность GR, — семь лет.

Несложно заметить, что все они работают в иностранных компаниях. В украинском бизнесе функции специалиста по GR выполняют собственники или руководители компаний. К примеру, ряд сотрудников предприятий компании "Метинвест" являются депутатами районных, городских и областных уровней. "Поэтому взаимодействие по широкому спектру социально-политических вопросов осуществляется непосредственно в контакте с городскими и региональными властями и местными громадами", — рассказали в компании, подчеркнув, что в Верховной Раде штатные сотрудники "Метинвеста" не представлены.

"Бизнес и власть в нашей стране переплетены, и зачастую владельцы предприятий одновременно являются и частью власти. К тому же еще с советских времен повелось, что чиновникам легче общаться с одним представителем компании, и этим человеком по старинке нередко выступает ее владелец или руководитель", — объясняет Владимир Ткаченко. Его опыт в GR начинался в компании Kraft Foods, куда его пригласили развивать отношения с государством еще в 1999 году.

Тогда в Украине такой профессии, как GR, по сути, еще не было. Геннадий Радченко говорит, что в Украине такие специалисты стали востребованы только последние пять лет. Но и сейчас спрос есть лишь в некоторых отраслях. "С необходимостью иметь в штате GR-специалиста в основном сталкиваются отрасли, деятельность которых тесно связана с регуляторными процессами и изменениями", — говорит Анна Деревянко, директор Европейской Бизнес Ассоциации, которая тоже лоббирует интересы бизнеса в органах власти.

К примеру, не так давно парламент в первом чтении принял закон о полном запрете курения в общественных местах, который в отрасли называют "драконовским". Но это — лишь один из многих пожаров, которые все время приходится тушить GR-щикам табачных компаний.

Доходы этой отрасли, да еще алкогольной промышленности, телекома и фармацевтики напрямую зависят от каждого "профильного" решения парламента или правительства. В прошлом году, например, администрация одного из городов выступила с предложением ограничить продажу сигарет и алкоголя в радиусе 100 метров от школ, аптек и культурных учреждений. "Мы взяли карту, циркуль и на карте очертили радиус вокруг всех объектов в городе, где нельзя было бы торговать сигаретами. Получилось — почти везде", — вспоминает Андрей Криль, руководитель отдела корпоративных связей "Бритиш Американ Тобакко Украина".

Тогда вопрос удалось решить. По словам Криля, он и его коллеги убеждали во "вредности" этого шага и горадминистрацию, и владельцев розничных сетей. Объясняли, как те пострадают от такого запрета продажи в магазинах и ларьках. Метод сработал: от попытки ввести запрет в городе тогда отказались. Но государство регулярно повышает акциз на табачные изделия и собирается полностью запретить рекламу сигарет и курение в общественных местах. Свой арсенал методов влияния у государства и на телекоммуникационный бизнес (через выдачу лицензий на частоты), и на фармацевтов (через лицензирование лекарств). Поэтому многие украинские компании начинают понимать выгоды от цивилизованного GR и лоббизма в его западном понимании, начиная от экономии средств и заканчивая репутацией", — говорит Сергей Мовчан, директор по взаимодействию с государственными органами и безопасности Danon, опыт которого в этой сфере больше 15 лет.

Продолжение читайте в печатной версии "Инвесгазеты"