Игра на крайностях

Настрадавшиеся от постоянной смены губернаторов запорожцы, по всей видимости, могут вздохнуть с облегчением. Назначенный в конце 2005 года Евгений Червоненко пришел в Запорожье всерьез и надолго. Свой отказ баллотироваться в парламент по спискам "Нашей Ук

Настрадавшиеся от постоянной смены губернаторов запорожцы, по всей видимости, могут вздохнуть с облегчением. Назначенный в конце 2005 года Евгений Червоненко пришел в Запорожье всерьез и надолго. Свой отказ баллотироваться в парламент по спискам "Нашей Украины" он объясняет тем, что работа "реального менеджера" ему значительно интереснее политического словоблудия

Евгений Червоненко — одна из самых противоречивых фигур в украинском политикуме. Профессиональный гонщик, владелец империи "Орлан", приближенный Кучмы и сподвижник Виктора Ющенко — он всегда грешил крайностями и плохо вписывался в окружающую среду. Причиной тому — не столько злополучная пятая графа, сколько чрезвычайная чувствительность его натуры и необузданно-горячий нрав.

Первые шаги на ниве предпринимательства Червоненко сделал еще в 1987 году, когда на волне популярной перестройки организовал первую в СССР профессиональную гоночную команду с названием "Перестройка". Уже в 1988 году, благодаря счастливой встрече с Михаилом Горбачевым, он получает возможность основать свой первый серьезный бизнес — компанию грузовых перевозок "Транс-Ралли". На этой основе в 1992 году появляется новая компания по производству первого в Украине баночного пива — СП "Львов Ван Пур". Следом, в 1994-м — "Рогань Ван Пур". И уже в 1995 году Червоненко становится главой промышленной группы "Украина Ван Пур".

В 1997 году Евгений Червоненко знакомится с Леонидом Кучмой. Приблизительно в этот же период молодой бизнесмен оказывается облагодетельствованным множеством почетных званий и общественных должностей, начиная от вице-президентства в обществе "Киев-Тайбей" и заканчивая председательством в Совете предпринимателей Украины при Кабмине. Благо, что в силу импульсивности и широты своей натуры Евгений Червоненко всегда любил "много, громко и красиво". Моментом его максимальной приближенности к Кучме становится назначение на должность советника президента в 1998 году. Тогда же Червоненко создает концерн "Орлан", в который входят ЗАО "Орлан", ЗАО "Орлан-Бевериджиз", ООО "Орлан-Транс-Груп", ЗАО "Орлан-Трейд".

В 2000 году Червоненко становится председателем Госкомрезерва. Правда, поработать на этом посту ему удалось всего лишь чуть более года. Конец карьеры ознаменовался возбуждением уголовного дела и кратковременным арестом. Но именно в это время Евгений Червоненко устанавливает контакты с действующим премьером Виктором Ющенко и постепенно отходит от Кучмы (хотя окончательно покинуть своего наставника он так никогда и не сможет). Уход в оппозицию к власти сопровождается наездами на "Орлан-Транс-Групп" со стороны Львовской ГНА, возглавляемой Сергеем Медведчуком, и нанесением серьезного ущерба бизнесу.

В 2002 году Евгений Червоненко становится народным депутатом. Причем, будучи беспартийным, он занимает 30 место в списке "Нашей Украины". Во время президентской кампании 2004 года Червоненко настолько приблизился к лидеру "нашеукраинцев" , что отвечает за безопасность Ющенко. И делает это, как и все остальное в своей жизни, весьма бурно и экспрессивно. Наградой за верную службу ближайшему соратнику и другу нового президента Украины стала должность министра транспорта и связи. Правда, именно по поводу второй составляющей портфеля у Червоненко шли перманентные бои с премьером Тимошенко. На параллельном фронте велась война с металлургами, борющимися с введенным Минтрансом двукратным повышением тарифных ставок на грузовые железнодорожные перевозки. В противостоянии Червоненко — Тимошенко не победил никто — в сентябре 2005 правительство ушло в отставку.

Евгений Червоненко наиболее болезненно из всех "отставников" перенес потерю министерского кресла.

Помимо того, его рикошетом без каких-либо конкретных обвинений коснулся коррупционный скандал. Однако вслед за отсутствием доказательств последовало президентское прощение, и в декабре 2005-го Евгений Червоненко получил назначение в Запорожскую область. За короткий период "руления" областью новый губернатор успел прийтись по душе тем управленцам, которые ждали свежего ветра перемен. Правда, не исключено, что легкие порывы ветра периодически будут сменяться ливневыми шквалами и грозовыми раскатами.

Червоненко Евгений Альфредович

Председатель Запорожской облгосадминистрации

Родился в 1959 году в Днепропетровске.

Образование.

Днепропетровский горный институт (1981 г.).

Карьера

С 1981 года — член сборной команды Украины по автоспорту.

1987-1988 гг. — капитан профессиональной гоночной команды "Перестройка".

С 1988 г. — директор компании грузовых перевозок "Транс-Ралли".

С 1992 г. — председатель правления СП "Львов Ван Пур".

С 1994 г. — председатель правления СП "Рогань Ван Пур".

С 1995 г. — председатель промышленной группы "Украина Ван Пур".

С 1997 г. — президент концерна "Орлан".

1997-1998 гг. — председатель Совета предпринимателей при Кабинете Министров.

1998-2000 гг. — советник президента Украины.

С 2000 г. — почетный президент концерна "Орлан".

2000-2001 гг. — председатель Государственного агентства по управлению государственным материальным резервом.

2002-2005 гг. — народный депутат четвертого созыва, блок "Наша Украина". Секретарь Комитета

по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи.

Февраль-сентябрь 2005 г. — министр транспорта и связи.

С декабря 2005 года — председатель Запорожской облгосадминистрации.

Многократный чемпион Украины, победитель и призер чемпионата Европы, чемпион Спартакиады народов СССР, чемпион СССР.

Награжден орденами "За заслуги" III ст. (1997 г.), ІІ ст. (1999 г.), І ст. (2004 г.), "Полярная звезда" от короля Швеции (1999 г.), "За заслуги" от президента Польши А. Квасьневского, "За достижения" (2000 г.), Святого Станислава III ст., Медалью Международной кадровой академии "За эффективное управление" (2000 г.). Кавалер ордена Рыцарской доблести II ст., почетный граф Рыцарского ордена Архистратига Михаила (2001 г.).

Семья

Супруга — занимается бизнесом.

Дочь, 18 лет — закончила Школу королевы матери в Дувре. Получает высшее образование в Лондоне, администратор бизнеса и аудита. Имеет контракт с Пако Рабано.

Дочь, 25 лет — администратор бизнеса и аудита.

Смысл жизни

Об империи

Я на государственной службе и ничем не владею. У моей супруги не так много акций. Есть реальные акционеры всего того, к чему мы имели отношение. И пусть оно живет себе на здоровье. Мою империю разорили так, что дальше некуда. Из-за политики добивали, не из-за менеджмента. Из-за того, что Медведчук писал бумаги сетям супермаркетов не брать мои товары, а банкам не давать оборотные средства.

О наградах

Мои награды всегда со мной. Сейчас они висят на стене в моем кабинете вот в этой вырезке из коробки из-под сардин. Я не изменяю своим принципам и горжусь ими.

О независимости

Я не стал олигархом. Мог им стать при Кучме. Я выбрал путь вот этой вырезки из коробки из-под сардин, над которой смеются. А я это сделал сознательно, пусть смеются дальше. Я совершенно независимый человек. Не стал на колени ни перед кем. Один раз перед Богом, когда было совсем плохо с моим другом.

О дружбе

С Ющенко со дня инаугурации на "ты" не общаюсь, но у нас давняя дружба, которая прошла испытания не клятвами в дружбе, а жизнью и смертью. На день рождения подарил ему книгу по пчеловодству 908 года. Не очень дорогую, но интересную.

О трудностях

Самым тяжелым был 2005 год. Многие не выдержали испытания демократией и свободой, которые дал приход Ющенко. Его попытку создать правила игры все приняли за слабость. Ментальность людей все еще ближе к ментальности эпохи Кучмы. То, что внутри партии решили убрать всех, кто долгие годы вместе сражался в оппозиции, и желание некоторых голубых или серо-буро-малиновых стать самыми оранжевыми, чтобы дорваться и нести бревно, считаю остаточными явлениями прежней системы.

О пепельнице

Действительно, я один раз бросил пепельницу в человека, который откровенно врал и подвел команду. Это было один раз в жизни.

О свободе

Вся моя жизнь и самая моя большая гордость — это моя свобода, которую я первый раз получил в 1987 году. Когда все боялись, а я не смирился, что меня растирают об пол, и дошел до самого Михаила Сергеевича.

О своем слове

Я профессионал. Сказав "А", говорю "Б". Слово "да" и пожатие руки у меня равносильно контракту.

О пуде соли

Чтобы стать человеком Червоненко, надо с Червоненко сожрать много соли. Все знают мое качество — не дай Бог беда или проблема, я не говорю, что у меня есть другие дела, я за свою команду дерусь.

Стиль жизни

Доходы

Даю честное слово, не знаю, сколько у меня денег на депозите. Во-первых, считаю, что деньги должны более эффективно работать. А во-вторых, у жены достаточно средств в ее декларации, чтобы объяснить любые мои расходы.

Недвижимость

У нас есть дом в Конче-Заспе, в Карпатах дом построили. В Запорожье приехал и не пойму, где мне жить. Сейчас арендую. Думаю, буду строить дом на воде, на понтоне. Удобно: куда судьба не кинет — возьму дом, оттяну на буксире, и буду жить.

Автомобиль

Езжу сейчас на служебном автомобиле. Есть еще мой частный джип. На 45 лет мне жена подарила шестилитровую "Ауди". Я ее люблю. И жену, машину.

Часы

Jerar Perajo. Есть еще Roger Dubus спортивные.

Одежда

Мое предпочтение — Pal Zilerі. Не скрываю — это не Brioni. Когда у меня были швейные фабрики, я ходил в костюмах по $100. Потом друзья стали делать замечания — в киевском политикуме надо иметь соответствующий вид. Друзья с криком заставили купить Brioni. Я в нем был на инаугурации. Тут же в толпе порвал себе штанину, оттоптали снизу.

Кухня

Люблю много чего. Например, рассольник. Но сейчас одна задача — заклеить себе рот. Хочу сбросить вес, тогда стабилизируется здоровье. Тут хожу в один ресторан, где вкусно готовят. Он однокомнатный, тихий — "Заимка". Я там иногда кушаю. Но в основном — дома, мне готовят.

Увлечения

Заканчиваю курсы по управлению вертолетом. Хочу водить профессионально. Это удобно, особенно для губернатора. Мне плевать, кто что скажет — попрошу жену купить мне вертолет.

Чтение

Журналы "Корреспондент", связанные с автогонками, авиацией, политические. "Зеркало недели". Сейчас читаю (не могу дочитать, нет времени) Робина Шармана "Уроки лидерства". Очень важная книжка.

Спорт

Пока, к сожалению, регулярно не поддерживаю. А вообще поддерживаю тренажерами, баней и плаваньем. Если собрать чемпионат ВР, Кабмина и Секретариата, гигантский слалом, думаю, выиграю. Меня засекали — 88 км/ч.

Маленькие слабости

Единственное, что не могу сделать, это бросить курить. Презираю себя. Но в то же время мне как-то один врач сказал: "Кури, потому что при твоих нравственных устоях жить очень тяжело".

Экономические взгляды

У меня есть губернаторский совет. Туда входят столпы элиты Запорожской области. Это экономическая, силовая, промышленная элиты. Мы туда выносим самые злободневные, стратегические вопросы. Также при главе области работает коллегия общественных организаций и партий, где мы обсуждаем самые насущные общественно-политические проблемы. Кроме этого, существует совет церквей, который сделал заявление о невмешательстве церквей всех вероисповеданий в выборы.

Ну и, наконец, — совет национальных меньшинств.

Та система экологического контроля, которую мы предложили, заставляет сами предприятия думать об очистных сооружениях. Иначе их убьют огромные штрафы. Мы убираем человеческий фактор и делаем реальный контроль. Предложили установить на 70 крупнейших трубах опечатанные датчики, которые будут сбрасывать информацию на центральный пункт. Этот пункт будут контролировать не только экологические службы, но и различные спецслужбы, чтобы не было сговора. Помимо того, данные с этого центра в режиме реального времени будут идти во все средства массовой информации и на мультимедийные табло на центральных магистралях города. Тогда народ увидит, какое предприятие и чем их травит. А большие штрафы сами заставят предприятия делать реконструкцию.

У нас не умеют прогнозировать. Поэтому у нас вся жизнь — война. Я веду прагматичную политику. К примеру, я предсказываю, что при той ситуации, что основные нефтеперерабатывающие заводы стоят, весной нас опять ждет бензиновый и дизельный шок. Но у нас по сельхозпрограмме уже забиты хранилища. Я менеджер, поэтому готовлюсь, и у меня в области селяне будут покупать топливо минимум на 5% ниже, чем на рынке.

Конфликт на "Днепроспецстали" должны расценивать его учредители. Теряют деньги, прежде всего, они. Мне важно, чтобы был социальный покой. Чтобы не сократились объемы производства и рабочие места. Как туда вмешиваться c позиций государства, я не знаю. Считаю, что человеку разум, язык и уши даны для того, чтобы договариваться.

Я объясняю директорам, что время "отжима" заводов закончилось. И объясняю правила игры. За единые правила игры для всех я борюсь со времен Кучмы. Используя свои связи, я могу для развития региона привлечь инвесторов. Моя роль — соблюдение законности. А договариваться должны они. Жизнь сама заставляет и энергоперевооружаться, и внедрять новые технологии. И от этого не уйдет никто.

Больше всего инвестиций пришло в машиностроение. Думаю, что "Запорожсталь", поскольку завод построен еще в 1935 году, сама жизнь заставит технологически перевооружаться. Они вкладывают огромные инвестиции в энергосбережение. Мы заставили их делать инвестиции по экологическим программам, очистным сооружениям. Ожидаем больших инвестиций в сельское хозяйство и в курортную инфраструктуру в Бердянске.

Будучи министром, я выбивал эти 233 миллиона на строительство мостов через Днепр. Теперь мне важно, чтобы они не крутились на депозитах, и чтобы люди работали. И надо строить не только с одной стороны, а с двух одновременно. Я реальный менеджер, в этом как раз моя работа и заключается. Я буду серьезно разговаривать с городом по этому поводу.

Очень большая проблема с водоснабжением — и в области, и в городе. Водоканал реконструируется семь лет. Страшная проблема — очистные сооружения в городе. Почему-то до меня все мирились, что стоки инфекционной больницы идут в Днепр. Я пытаюсь апеллировать к партии запорожцев как формальный лидер: "Вы понимаете, что стоки — это ваше здоровье. Зачем зарабатывать деньги, если придется сдохнуть?" Так жить нельзя. Я борюсь, и меня поддерживает президент.

Политическая тема

Никаких гарантий от Ющенко я не получал. Ющенко сделал мне предложение работать в области.

Я как человек, у которого слова не расходятся с делом, дал согласие. Продекларировали честность все, реально вышли из списка Луценко и я. Многие поговорили и остались.

Бог им судья. Я больше менеджер, я не кнопкодав. При императивной системе я не хочу быть в парламенте. Рейтинг "Нашей Украины" колеблется от 11 до 15%.

Это результат той политики, которую провожу я. Это считаю не я — люди, в том числе и президент страны. Лучшая агитация — это конкретные дела и пути решения проблем экономики и людей.

Пока бело-голубые лидируют. Но это не факт, что в областном и городском совете у них будет контрольный пакет, потому что я консолидирую запорожское общество. Запорожье — это не Партия Регионов. Партия Регионов — это Донецк. Запорожье — это партия запорожцев. У них должно быть свое лицо на карте Украины и свое лобби в Киеве. Это объединяет нас всех.

Я сказал, что покажу пример конкурентоспособной политики, и я показал. Я умею слушать и умею побеждать. Я приехал сюда побеждать. И докажу это даже тем "друзьям", которым я мешаю внутри нашей партии и которые думали, что я приеду сюда и кану в Лету.

Что меня разотрет бело-голубая масса. Ничего подобного. Бело-голубые меня тоже уважают. Я независимый человек.

Я знаю Шифрина от рождения. А еще 53 года дружили наши отцы. Но у нас практически нет общего бизнеса.

Мы выбрали каждый свою дорогу. Наши дороги разошлись по жизни, когда мы закончили школу. Два лучших ученика, два еврея, которых не приняли в МФТИ с самыми высокими балами. Он ушел в Московский институт, я — в Днепропетровский. Мы близкие друзья — и на этом все.

Я знаю Эдика. Шантаж и давление — не его метод. Он стал богатым и сильным, потому что умел работать и анализировать. Он гениальная рабочая лошадь, работающая 24 часа в сутки. Давайте говорить не сплетнями, а фактами. На "Запорожстали" сегодня собственность поделена.

В регионе у меня с "Запорожсталью", как и с другими предприятиями, нормальный диалог, независимо от цвета флага и политических сил, которые они поддерживают.

Мне уже не надо стучать кулаком по столу. Мне достаточно посмотреть в глаза и тихо сказать. Это более эффективно, чем брошенная пепельница. Все знают, что я не пропущу ни обиду, ни невыполнение обязательств. Не пропущу наплевательского отношения к команде и своим обязанностям. Но после рабочего дня я самый компанейский и добрый. Это знают все.