НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Инвестиции в жен

Часто за именитыми топ-менеджерами и собственниками бизнеса стоят малоизвестные, но не менее успешные истории их жен. Она придумала бизнес-план. А он — стал главным инвестором. Три бизнес-проекта, которые организовали жены на деньги своих мужей


Воспитательное дело

Жена экс-главы банка "Форум" Францишка Колесник в прошлом году открыла собственный детсад-школу ЯМБ. Инвестиции в $5 млн. она планирует окупить за 10 лет

Ярослав Колесник, показывая современные светлые корпуса детского сада-школы по улице Туполева, с гордостью говорит: "В это сложно поверить, но когда-то здесь была полная разруха". Когда в 2007 году его жена решила заняться собственным бизнесом и вложить миллионы долларов в реконструкцию заброшенного здания, многим это казалось откровенным вздором. Цены на киевскую недвижимость тогда росли на 15-20% в год, поэтому свободные деньги бизнесмены вкладывали в строительство домов и офисов. Многие говорили, что это была не самая правильная инвестиция. Но Францишка Колесник другие варианты даже не рассматривала. Почему? "Хотелось заниматься делом, близким по духу. Вложить частичку себя в воспитание детей", — объясняет она. Уже взрослые сыновья и муж сегодня помогают ей развивать бизнес. А внуки ходят в собственный детсад.

На реализацию идеи ушло почти пять лет и $5 млн. Треть необходимых средств была получена в виде кредита. На тот момент Ярослав Колесник возглавлял банк "Форум". Францишка говорит, что согласно бизнес-плану инвестиции должны окупиться в течение 10 лет. "На семейном совете мы обсудили и решили, что этот срок приемлем", — говорит она. Начав в 2007-м, планировала закончить строительные и ремонтные работы за три года, но реконструкция старого здания, постройка дополнительного этажа, согласование документации затянулись еще на два года. Все это время Францишка Колесник самостоятельно контролировала процесс. Ежедневно с семи утра она, в резиновых сапогах, была на площадке с рабочими. "Никто не верил, что я могу взяться за такое сложное дело", — говорит она сегодня. Тогда же и родилась философия детсада, основа которой вложена в его название "Я можу багато", или сокращенно ЯМБ.

Простая арифметика

Комплекс состоит из трех частей: детсад, начальная школа и студии. Максимальная загрузка — 90, 120 и 150 детей соответственно для каждого направления. Основная ставка делается на детсад и то, что через три года дети продолжат обучение в школе. Творческие, спортивные и образовательные студии могут посещать не только воспитанники ЯМБ, но и дети из близлежащих домов. Это своего рода диверсификация рисков. Комплекс начал работу в сентябре 2011-го, и пока детей ходит меньше запланированного. В четырех группах садика около сорока малышей, в школе всего десять, а в студиях их количество не превышает пятидесяти. "Это наш первый год работы, поэтому мы были готовы к таким показателям", — объясняет г-жа Колесник. На этом рынке свои особенности формирования спроса: родители определяются с садиками и школами для своих чад примерно за полгода — в феврале-марте. Зато сейчас в ЯМБ жаркая пора — идет запись на 2012/2013 учебный год. Через два года бизнесвумен планирует заполнить комплекс на 100%. Ценообразование стандартное для этого рынка: единоразовый взнос при поступлении и ежемесячная оплата. В ЯМБ эти цифры составляют 4000 грн. и 4250 грн. соответственно. Францишка Колесник не скрывает, что первая часть со временем будет увеличена, в аналогичных по уровню детсадах она в два раза больше.

Но даже если цифры по оплате останутся прежними, а расходная часть существенно не изменится (например, не вырастут коммунальные расходы), при полной загрузке садика чистая прибыль превысит 4 млн. грн. в год. Таким образом, десятилетний срок окупаемости инвестиций — $5 млн. — выглядит вполне реальным. Если оплата вырастет, например, до рыночных 8000 грн. вступительного взноса, инвестиции вернутся быстрее. В специальных консультантах Францишка Колесник не нуждается: финансовую и маркетинговую часть помогает вести муж, организация остальных процессов — на ней. Спорные моменты решаются на семейном совете. Изначально дизайн и подбор всех материалов Францишка также взяла на себя, Ярослав Колесник активно начал помогать с бизнесом лишь в апреле прошлого года — после ухода из банка "Форум". Тогда же пришло время решать одну из самых сложных задач — кадровую. Банкир признается, что с того времени не проскучал ни минуты: ему пришлось перечитать много литературы, вплоть до опыта "школьного дела" Льва Толстого в Ясной Поляне. Интересно, что сам Колесник в садик не ходил, так как рос в семье педагогов. Причем в доме, который находится недалеко от детсада, поэтому местность супругам хорошо знакома. Среди густонаселенных многоэтажек детсады и учебные заведения здесь всегда пользовались повышенным спросом. Но ЯМБ рассчитан на других детей.

Выгодная география

Один из самых отдаленных от центра районов — Святошинский — находится на выезде на Житомирскую трассу. Это направление, по словам аналитика SV Development Сергея Костецкого, сейчас занимает первое место по купле-продаже загородной недвижимости вблизи Киева. Благодаря развитой инфраструктуре здесь построено наибольшее количество коттеджных городков. Выросший частный сектор в последнее десятилетие в разы увеличил население, а с ним и спрос на детсады. "Родителям, работающим в Киеве, очень удобно — по дороге на работу они завозят детей, а едут домой — забирают", — рассказывает Францишка Колесник.


Сама хозяйка

Оксана Квасневская, жена успешного ритейлера Станислава Рониса, построила в Днепропетровске свою сеть — рестораны Confetti

Бизнес должен быть рентабельным. По-другому он не может существовать. Если хочется хобби, лучше собирать марки", — считает Оксана Квасневская, владелица днепропетровской сети ресторанов Confetti. Она успешно освоила $45 тыс. инвестиций от своего супруга Станислава Рониса, основателя одной из крупнейших в стране сетей бытовой техники и электроники Comfy. "Рентабельность Confetti уже выше, чем рентабельность Comfy", — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Ронис.

Старт бизнеса Квасневской не был быстрым, а рост — стремительным. Все началось в 2004-м с небольшого кафе, а сейчас Confetti — это три ресторана, которые уже вышли на 30%-ную рентабельность.

Опытный бизнесмен Ронис теперь помогает жене только советами. Время от времени консультируют сеть и специалисты маркетингового подразделения Comfy. Но Ронис не скрывает, что и сам порой заимствует у Confetti маркетинговые идеи. "Нам очень повезло в этом отношении, — радуется Квасневская, — потому что мы говорим на одном языке".

Кофейный дом

До того как начать ресторанный бизнес, Оксана Квасневская работала товароведом в компаниях "Телесвит" и "Домотехника", которые со временем эволюционировали в сеть бытовой техники и электроники Comfy. Потом был не очень удачный опыт торговли посудой. "Меня тянуло к предпринимательству, однако я долго не понимала, чем именно хотела бы заниматься", — вспоминает Квасневская. Понимание пришло во время очередной поездки в Европу вместе с мужем, который в то время тоже искал вдохновения у зарубежных ритейлеров. "Я общалась с европейскими рестораторами, посещала тренинги и читала специализированную литературу. В разных городах искала заведения, рассчитанные не на туристов, а на местных жителей, — вспоминает бизнес-леди. — Когда я впервые побывала в ресторанах, где хозяин сам обслуживает, помогает на кухне, общается с гостями, поняла, что хотела бы создать что-то подобное в Украине".

Это не просто слова. Квасневскую часто можно встретить на работе — она не считает зазорным убрать со стола или принести гостю меню. "Я считаю, что это правильно, потому что формирует корпоративную культуру и уважение к профессии официанта", — объясняет владелица сети ресторанов.

Началось все в одном из торговых центров Днепропетровска. На площади 100 кв. м Квасневская открыла небольшой кафетерий на семь столиков. Для старта бизнеса Станислав Ронис выделил супруге $15 тыс.

Время для старта было удачное — ресторанный рынок Днепропетровска был далек от насыщения. Даже сейчас, по словам генерального директора компании "Ресторанный консалтинг" Ольги Насоновой, он заполнен не более чем на 40%. Сейчас на одно посадочное место в ресторане приходится 40 жителей города. Когда Квасневская открывала первую кофейню, этот показатель был в 1,5 раза выше.

Чтобы набраться опыта и смелости открыть еще одно заведение, Оксане Квасневской потребовалось три года. В 2007 году в центре Днепропетровска открылась вторая кофейня Confetti, которая обошлась вдвое дороже — почти $30 тыс. Но формат кофейни оказался тесным для Оксаны, и она сменила стратегию: переделала оба заведения в рестораны европейской и японской кухни. Хороший кофе остался важной составляющей ресторанного меню.

Ресторанные риски

В разгар кризиса, в 2008 году, Оксана Квасневская открыла третий ресторан. Он обошелся в $60 тыс. На этот раз она тратила собственные деньги. "Я перестал инвестировать в этот проект, потому что он вышел на окупаемость", — объясняет Станислав Ронис. Когда Confetti заявила об открытии третьего заведения, коллеги по рынку были в недоумении: тогда рестораны в основном закрывались. Преодолеть трудные времена помогли поставщики и постоянные клиенты. В 2011 году рестораны Квасневской посетили 160 тысяч человек. Средний чек в них составляет 130-150 грн. Таким образом, оборот трех заведений сети — это не менее 22,5 млн. грн. в год. "Я думаю, что с открытием еще двух ресторанов Confetti займет 30% локального рынка", — подсчитал Ронис. Хотя при этом у сети есть довольно сильные конкуренты — известный даже за пределами Днепропетровска "Репортер" и сеть freshcard.

Оксане Квасневской уже не раз поступали предложения открыть свои рестораны в Киеве, Харькове и Запорожье. Но пока она сфокусировалась на родном городе — к концу этого года в Днепропетровске может появиться еще парочка заведений под вывеской Confetti. К 2015 году, допускает Квасневская, можно начинать продажи франшизы на развитие сети по Украине.

"Бывает сложно", — вздыхает бизнес-леди. Особенно трудно подобрать персонал. "На рынке очень мало хороших специалистов", — сетует она. Говорит, многие молодые люди рассматривают работу в ресторанах как временную. Решать эту проблему помогает тренер, который занимается развитием сотрудников компании. Уверенности в управлении Оксане Квасневской должна добавить степень MBA, которую она рассчитывает получить уже в следующем году.

Она работает пять дней в неделю по 8-9 часов в день. И даже на выходных продолжает думать о работе. "Этот бизнес сделал ее трудоголиком", — констатирует Станислав Ронис. Квасневская оправдывается: бизнес требует постоянного присутствия, но она старается не смешивать личные отношения с мужем с их рабочими делами. "По вечерам мы с интересом обсуждаем проблемы друг друга, но никогда не навязываем свое решение", — говорит она. Но теперь разговоров о работе станет меньше: полтора месяца назад у Оксаны Квасневской и Станислава Рониса родился ребенок.

Искусство продвигать

Владелица Bottega Gallery Марина Щербенко научилась зарабатывать на современном искусстве даже в кризис

Основные уроки бизнеса основатель Bottega Gallery Марина Щербенко получила от своего мужа, вместе с которым она уже 16 лет. Виталий Щербенко говорит, что ценит деловую хватку жены и никогда бы не инвестировал в ее проект, если бы не верил в его перспективность. "Я не из тех, кто вкладывает ради забавы, лишь бы было чем занять супругу", — уверяет он. В прошлом Виталий был топ-менеджером ряда страховых компаний, директором компании "Финансы и Кредит Лизинг", а несколько месяцев назад пошел в политику. Но по-прежнему консультирует свою жену в вопросах бизнеса.

Спортивный интерес

До того, как открыть галерею, Марина Щербенко пробовала свои силы в фитнес-индустрии. Десять лет назад она открыла спорт-клуб "Фитнес Академия". Прежде чем инвестировать в клуб $150 тыс. , Виталий потребовал от жены детальный бизнес-план. За два года вложенные средства окупились. "Ежемесячно фитнес-клуб приносил от восьми до десяти тысяч долларов", — рассказывает Марина.

Ей было интересно развивать проект , но когда клуб начал работать как часы, это вдруг перестало ее удовлетворять. "Меня начала съедать рутина", — признается Щербенко. — Накануне рождения дочки Марина продала фитнес-клуб и вернулась к любимому делу. Выпускница художественной школы снова села за мольберт . Однажды в мастерской у художника возникла идея открыть собственную галерею. "Мне хотелось не просто выставочный зал, но и пространство, в котором могли бы работать художники", — рассказывает Щербенко. Так появилось название "боттега", которым во времена эпохи Средневековья и Возрождения назывались мастерские.

Тяга к прекрасному

В 2007 году началась подготовка проекта Bottega Gallery. На приобретение 150 кв. м на Михайловской, 22б в Киеве было потрачено $650 тыс., еще $100 тыс. вложено в ремонт, и примерно столько же в первый год ушло на художественные каталоги (один каталог обходится в $8-13 тыс.). С финансированием проекта опять же помогал муж. "Вхождение в этот бизнес дорогостоящее и не нацелено на быструю денежную отдачу. Сейчас все галереи работают на перспективу", — говорит Марина Щербенко. Она уже тогда понимала, что в ближайшее время будет только инвестировать в свой новый проект. Тем не менее ей, новичку, почти сразу удавалось продавать работы известных художников. Но сумму, которую заработала на старте, предпочитает не разглашать. "Поверьте, неплохо", — говорит она.

В первой выставке Bottega Gallery, которая открылась в начале 2008 года, участвовали работы таких известных художников, как Александр Животков, Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Марко Гейко, Николай Кривенко. Эти художники и определили основное направление галереи — современное искусство.

Галеристка идет по двум дорогам: коммерческой и просветительской. Как арт-консультант она помогает художникам и коллекционерам найти друг друга. За эту работу она получает свой процент.

Проходят в Bottega Gallery и некоммерческие выставки. В 2009 году Щербенко учредила конкурс молодых украинских художников "МУХi". Это сделало ее влиятельной фигурой на арт-рынке. Только в прошлом году было подано более 400 заявок на участие в конкурсе, главный приз которого — 40 тыс. грн.

Галеристка внимательно следит за молодыми талантами. По ее словам, инвестиции в молодых художников могут быть довольно прибыльными. "В прошлом году одна из работ Яро-слава Присяжнюка стоила $2,5 тыс., сегодня ее стоимость возросла в три раза", — рассказывает Щербенко.

Марину очень часто обвиняют в излишнем прагматизме. На такие заявления куратор отвечает, что всем не угодишь. Ежегодно Щербенко открывает 20 новых имен среди молодых дарований, но при этом не может продвигать каждого из них. "У нас не арт-центр, мы ничего не заказываем художнику, мы предоставляем свое пространство", — подчеркивает галеристка.

"Она из тех, кто умудряется зарабатывать на искусстве даже в кризис", — уважительно отзываются о ней коллеги по цеху. Друг многих известных художников арт-дилер Игорь Абрамович уважает Марину Щербенко за ее системный подход. "Она одна из немногих, кто работает с аудиторией, готовит зрителя, — поясняет он. — Проведение лекций, мастер-классов, конференций, круглых столов в Bottega Gallery работает на формирование рынка, вкуса, потребности в современном искусстве, и отчасти на повышение стоимости работ".

Щербенко надеется, что арт-рынок активизируется после 2013 года. "В любом случае кризис закончится, начнется восстановление, и тогда коллекция, которую я формирую, даст достаточно быструю окупаемость и серьезный заработок мне просто как частному лицу", — уверена Марина. В чем ее интерес сейчас? Благодаря ресурсу галереи у нее есть возможность формировать собственную коллекцию из лучших работ самых успешных украинских художников. А благодаря имени — привлекать клиентуру. Работа с клиентской базой — единственное, в чем ее нынешний бизнес похож на предыдущий.