- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Ячейка бизнеса
В конце сентября Конституционный Суд Украины принял и обнародовал решение №17-рп/2012, затрагивающее, пожалуй, практически всех без исключения предпринимателей. Речь идет о реализации права общей совместной собственности супругов — в отношении корпоративной собственности.
Результативная часть решения КСУ сводится, в сущности, к простым и лаконичным вещам. Во-первых, решение обязательно к исполнению на территории Украины, является окончательным и не может быть обжаловано. Во-вторых, часть 1 статьи 61 Семейного кодекса Украины (в аспекте конституционного обращения) следует понимать так, что уставный капитал и имущество частного предприятия являются (!) объектом права общей совместной собственности супругов.
Дословно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса гласит следующее: "Объектом права общей совместной собственности супругов может быть любое имущество, кроме исключенного из гражданского оборота" (ч. 1, ст. 61). В общем-то — по данным пресс-службы КСУ — подавших конституционное обращение и интересовало, являются ли исключениями уставный капитал и имущество частного предприятия. Причина интереса — неоднозначная трактовка вопроса судами общей юрисдикции, приводящая к принятию разных по содержанию решений и разным правовым последствиям. Дескать, в одном случае суды определяли имущество, уставный капитал как объект права общей совместной собственности супругов и делили его между наследниками в процентном соотношении. А в другом — исходили из обратного, полагая, что один из супругов имеет право только на часть доходов, полученных от деятельности частного предприятия.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaИзучив вопрос, КСУ под председательством судьи-докладчика Анатолия Головина сказал веское, окончательное и подлежащее исполнению в Украине слово. А в мотивировочной части (краткое изложение имеется на официальном сайте) еще и уточнил, что основанием для получения права общей совместной собственности является юридически определенный факт брачных отношений или (!) проживание мужчины и женщины одной семьей. Констатируется также, что муж и жена имеют равные имущественные права (на владение, использование, распоряжение) — если другое не установлено отдельной договоренностью между ними (ст. 63 Семейного кодекса). А раздел такого имущества является основанием получения права личной собственности каждым супругом и — вместе с тем — путем реализации имущественного права. Сославшись на статью 69 Семейного кодекса, КСУ также уточнил, что раздел имущества осуществляется посредством выделения его в натуре, а в случае невозможности разделить — присуждается кому-то из супругов (если другое не определено договоренностями) или же реализуется через выплату денежной либо материальной компенсации стоимости его части.
В мотивировочной части решения КСУ также говорится, что предприятие (в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Украины) является единым имущественным комплексом, включающим земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на торговую марку и т. д. И из содержания этой статьи следует, что относительно предприятия как единого имущественного комплекса или его части проистекают гражданские права и обязанности.
Другими словами, уставный капитал и любое имущество частного предприятия, приобретенные за время брака, принадлежат жене и мужу на праве общей совместной собственности независимо от того, что один из них не имел по уважительной причине (учеба, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, болезнь и т.п.) самостоятельного заработка.
Пока юристы-практики и рейдеры переводят дыхание, журналисты шутят, что это решение КСУ однозначно поспособствует укреплению института семьи в Украине.