НБУ курс:

USD

41,94

+0,10

EUR

43,75

+0,24

Наличный курс:

USD

42,50

42,42

EUR

44,48

44,22

ЮКОСу осталось три месяца

Опальный нефтяной гигант России в очередной раз получил уведомление о налоговых претензиях за 2002 год на сумму $6,7 млрд. Теперь общая сумма долгов компании перед государством (более $14 млрд.) превысила ее стоимость. Правление приняло решение о созыве с

Опальный нефтяной гигант России в очередной раз получил уведомление о налоговых претензиях за 2002 год на сумму $6,7 млрд. Теперь общая сумма долгов компании перед государством (более $14 млрд.) превысила ее стоимость. Правление приняло решение о созыве собрания акционеров для принятия решения о добровольном банкротстве компании. Ходорковский присутствовать на собрании не сможет, так как срок содержания его под стражей продлен еще на три месяца

За пару дней затишья в деле ЮКОСа акции компании даже успели вырасти в цене. Фондовики надеялись, что государство не продаст добывающую "дочку" ЮКОСА — компанию "Юганскнефтегаз", а договорится с держателем контрольного пакета акций компанией Group Menatep о выкупе этих акций. Однако после сообщения о предоставлении ЮКОСу новых налоговых претензий за 2002 год на сумму $6,7 млрд., акции стали резко падать. Так, к концу дня на Московской бирже курс акций ЮКОСа упал на 11,8%, а стоимость компании понизилась более чем на $1 млрд.

В тот же день Александр Шадрин, пресс-секретарь ЮКОСа, подтвердил получение нефтедобывающей компанией "Юганскнефтегаз" налоговых претензий за 2001-й. Общая сумма налоговой задолженности "Юганскнефтегаза" за 2001-2002 гг. составляет $3,4 млрд., а общая сумма непогашенных долгов ЮКОСа — $10,6 млрд.

Для многих экспертов сумма новых претензий налоговиков стала неожиданностью. "Большинство налоговых лазеек, которые использовал ЮКОС, закрылись с введением налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году", — говорит эксперт "Антона" Стивен Дашевский. По его словам, налоговые претензии за указанный год не должны были превышать $2 млрд. А Дмитрий Царегородцев из Rye, Man & Gor Securities добавляет, что к "Юганскнефтегазу" претензий не должно быть вообще, так как "в структуре ЮКОСа уклонение от налогов его "дочками" практически невозможно". Одной из причин привлекательности ЮКОСа для иностранных инвесторов является прозрачность управления компанией. Царегородцев уверен, что налоговые претензии к "Юганскнефтегазу" предъявлены с целью большей уценки компании перед аукционом.

Ранее Минюст России нанял немецкий инвестиционный банк Dresden Kleinwort Wasserstein для оценки нефтедобывающей "дочки" ЮКОСа. По официальным сообщениям, банк оценил компанию по минимуму, в $10,4 млрд. Это в полтора раза ниже ожидаемой экспертами оценки. Представители Dresden Kleinwort Wasserstein тогда заявили, что Минюст буквально вырвал минимальную стоимость компании из отчета. По результатам альтернативной оценки, которую проводил по просьбе ЮКОСа J.P. Morgan, стоимость "Юганскнефтегаза" составила $16 — 22 млрд., что совпадает с максимальной оценкой Dresden Kleinwort Wasserstein, — $15,7 — 17,3 млрд. Тогда же многие наблюдатели считали, что нефтедобывающая дочка ЮКОСа будет продана за долги компании. Однако ЮКОС утверждал, что продажа "Юганскнефтегаза" неправомочна, так как по закону сначала Минюст должен изъять у материнской компании все денежные и непроизводственные средства. Теперь же после предъявления новых налоговых претензий, суммарные долги ЮКОСа (более $14 млрд.) превышают рыночную капитализацию компании, которая на момент сообщения о новых налоговых долгах составляла $9,3 млрд., а после него упала до $8,26 млрд.

В данной ситуации правление компании решило провести 20 декабря собрание акционеров, на котором будет решаться судьба компании: либо добровольное банкротство, либо самоликвидация. По заявлению Стивена Тиди, председателя правления ЮКОСа, у компании может не хватить средств для погашения налоговой задолженности: "ЮКОС сейчас находится в ситуации, которая близка к неплатежеспособности. Неплатежеспособность в классическом понимании может наступить тогда, когда наши неоплаченные счета устареют на три месяца". Именно на три месяца Мещанский суд г. Москвы принял решение продлить срок содержания под стражей бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, который истекает 14 ноября. Сам Ходорковский, выступая на заседании суда, сказал: "Любому непредвзятому человеку ясно, что, окажись я на свободе, сложнее было бы провести общественно опасное разрушение такой крупной компании".