Кадры решают все

Вадим Пушкарев, председатель правления ВТБ Банка, о возрождении национальной кадровой школы

Украине налицо кризис управления. Это проблема того, что страной и предприятиями управляют не профессиональные управленцы. Хорошие бизнесмены. Но хороший бизнесмен — это не значит хороший управленец. И наоборот.

Бизнесмен не должен быть первой скрипкой в компании. Он должен быть одним из первых, но не первым. Первым все-таки должен быть управленец, который должен создать нормальную среду обитания, чтобы бизнесмен не занимался процессами управления, а зарабатывал деньги. Эта проблема управления актуальна не только для банковской сферы — она единая для всех сфер.

Система подготовки управленческих кадров сегодня разрушена либо просто профанируется. И ситуация такова, что кризис управления неминуемо сказывается в целом на государстве, на экономике, на обычной жизни людей, на конкретных предприятиях, на потерях рынка, на вхождении сюда зарубежных компаний. И те проблемы, которые мы имеем сегодня с ценами, долгами и последствиями кризиса — и следствие, и результат этого.

В стране нет политической, финансовой, экономической стабильности, и ситуация будет только усугубляться. Система сама себя развалит, потому что она нежизнеспособна, потому что нет руководителей.

Мы пройдем через период разрухи и развала системы управления. Начнет формироваться новая школа на остатках тех кадров, которые остались, которые либо помнят, как это делается, либо учатся у кого-то, кто уходит. Плюс будет "мутировать" под наши особенности западная модель. В России, к слову, сложившаяся сейчас школа управления берет за основу западные стандарты. Она гораздо ближе к западной школе, чем мы, потому что в России много денег, там работает много специалистов с Запада.

Возрождение отечественной школы произойдет там, где есть необходимость организовывать большие массы людей. Возможно, это будет харьковская школа, либо донецкая, либо днепропетровская, либо запорожская. Это восток Украины, где работают большие предприятия, большие коллективы. И даже если руководителю неинтересно заниматься управлением — он будет им заниматься. Потому что ему необходимо управлять огромным количеством людей, которые зарабатывают себе на хлеб коллективным трудом. Руководители объединены с коллективом. И чтобы "прокормить" этих людей, чтобы дать им самореализоваться — ими нужно управлять.

Вспомним, большинство старых кадров — успешных управленцев — выходцы из советской партийной системы. В этой системе были свои плюсы: партия вела человека по карьерному пути, и чтобы достичь определенного результата, необходимо было пройти все ступени карьерной жизни — поработать в бригаде и лишь после этого возглавить ее, поработать в цеху и лишь потом стать начальником. В советские времена было несколько школ управления. В Украине их было две — донецкая и днепропетровская. Киевской школы как таковой не существовало, а костяк управленческой команды здесь формировали выходцы либо из Днепропетровска, либо из Донецка.

Любая наша школа управления работала в плоскости поощрения, нематериальной мотивации. Для нашего человека не только рубль важен, а еще и понимание того, что он может "это" сделать, а кто-то не может. Это удовольствие. Это даже важнее. Вот в чем преимущество нашей школы управления. В том, что мы в состоянии мобилизовать не только рублем, но и идеей, порывом.

В нашей школе управления присутствует человечность. То, что отсутствует в западных компаниях, где человек никому не интересен как личность. У нас люди более творческие, более глубокие. У нас очень развито чувство коллектива, личного привнесения и ответственности.

У нас руководитель — это лучший психолог, он — "инженер человеческих душ". Его первая задача — работать на струнах: на экономической, карательной, душевной, уметь сплести из них такой своеобразный канат, чтобы иметь сложную связь с коллективом. Это — главное!