НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Как защищать экологию с помощью игр

Новый экотренд — привлечение людей к защите окружающей среды с помощью интерактивных игр

Для настоящих фанатов экологии и тех, кто любит получать вознаграждение за добрые дела, в 2004 году была создана социальная сеть Recyclebank. Суть работы сети в том, что пользователь, регистрируя аккаунт, записывает в него все экологически полезные дела, которые он совершил. Например, сдал пластиковые бутылки, поделился с другими участниками своим опытом по уменьшению негативного влияния на окружающую среду, выучил правила экономии ресурсов в своем доме с помощью интерактивных игр и прочее. За эти действия участники Recyclebank получают бонусы. Когда их накапливается достаточное количество, бонусы можно обменять на скидки в магазинах, кафе, парикмахерских, туристических агентствах и других организациях-партнерах.

За 10 лет существования эта социальная сеть добилась неплохих результатов — количество пользователей превышает 4 млн. человек, было создано более 300 обществ во всех штатах Америки, а партнерами стали более 4 тыс. компаний. Пока Recyclebank работает только в США, но сеть можно использовать хотя бы в качестве образовательного ресурса.

Роман Зинченко, Greencubator:

"Мы все-таки довольно консервативные существа. И в такой консервативной сфере, как энергетика, мы отмахиваемся от новаций гораздо активнее, чем от новых смартфонов. Тем более не действуют на нас и плакаты советского образца "Выходя из комнаты — выключайте свет". Зато многие убили не один час, "метая птичек в зеленых свиней" или "кроша фруктовый салат в Fruit Ninja".

С наступлением Facebook-эпохи и перехода в состояние "хронического лайка" продвигать изменения в скучной и немодной энергетике стало еще сложнее. Гораздо проще стать "мэром" любимой кафешки и собрать лайки под фото в Instagram, чем начать термомодернизацию дома или хотя бы постепенный переход на энергосберегающую технику для дома. И как раз в этот момент на помощь приходят пресловутые лайки и бейджи.

Классическая проблема большинства промо-кампаний энергосбережения в том, что люди не верят источнику. Промо-мероприятия, заказанные энергокомпаниями, которые хотят сгладить пики потребления, разгрузить мощности для новых подключений и сформировать "зеленый" имидж, часто упирались в недоверие к инициаторам. Эра интерактивного маркетинга потенциально могла бы оставить энергокомпании в "серой" зоне, если бы не внедрение многими странами законодательства, направленного на сокращение выбросов парниковых газов и "паразитного" энергопотребления. Но именно эти меры дали жизнь проектам и компаниям, которые меняют модель потребления благодаря новым поведенческим моделям, а не технологическим нововведениям. Они играют на зависимости людей от поощрения и социального давления. Иногда это оказывается эффективнее строительства новых подстанций и энергоблоков.

Принцип сравнения уровня энергопотребления в счетах за энергию с соседями помог американской Oрower за год сэкономить суммарно более 1,7 тераватт-часов электроэнергии — больше, чем потребляют Нью-Орлеан и Солт-Лейк-Сити вместе взятые. Превратить бережливое к окружающей среде поведение не только в лайки, но и в финансовые бонусы помогает социальная сеть экоэнтузиастов Recyclebank. И количество компаний, использующих игровые механизмы для создания и закрепления новых поведенческих моделей, растет — в Украине создаются стартапы, делающие ставку на поведенческие технологии.

Энергетика однозначно требует технологических инноваций.

Но кроме наличия технологий, очень важно их внедрение. А оно невозможно без поведенческих инноваций и развития рынка. Многие прогрессивные технологии десятилетиями успешно собирают пыль на полках складов или патентных бюро. Если вам нужен пример, посмотрите на стекло своего iPhone. Это разработка 1962 года, формула которой с 1968-го по 2007 год лежала на полке корпоративного архива Cornig, пока для нее не был создан массовый рынок.

Запуск поведенческих и бизнес-моделей, меняющих структуру энергопотребления, — это новый перспективный рынок, в котором психология, дизайн и технологии меняют энергетическую картину многих стран. И сотни миллионов долларов инвестиций, полученных стартапами этого рынка, подтверждают его привлекательность в ровной степени с тераваттами достигнутой экономии".

Opower

Один из примеров того, как можно зарабатывать деньги на стремлении людей сократить затраты на коммунальные платежи, — компания Opower. Она предлагает облачную платформу для энергетических компаний, помогая параллельно привлекать в нее пользователей. Суть работы Opower проста: клиент регистрируется в системе, заполняет анкету, где расписаны расходы на электричество, отопление, воду и т.д. Затем система анализирует расходы и прогнозирует дальнейшие расходы.

Если есть риск того, что человек нерационально использует ресурсы и переплачивает, ему приходит SMS-оповещение о перерасходе и предложение зайти в систему, чтобы понять, как можно сократить затраты. С момента основания Opower в нее было инвестировано $65,7 млн., штат разросся до 500 человек, стартап стал международным и открыл офисы в США, Великобритании, Японии и Сингапуре, а еще получил $116 млн. инвестиций после IPO.

Ecoinomy

Что может лучше вовлечь сотрудников в процесс экономии ресурсов, чем соревнование? В компании Ecoinomy разработали программы для крупных и средних компаний (до 250 человек), которые позволяют получать баллы за сокращение расходов ресурсов офиса. Как только сотрудник выключает свет в пустой комнате, регулирует работу кондиционера или сообщает о протекающем кране, он записывает свои действия в систему. За каждое такое действие ему начисляется определенная сумма баллов. Итоги подводятся в конце месяца, и самый активный сотрудник премируется. Эта система была опробована в таких крупных компаниях, как IBM и Shell. Она позволяет сократить расходы и укрепить командный дух. Интересно, что при использовании Ecoinomy на 87% уменьшается вероятность поиска новой работы у персонала компаний-клиентов.

Bobo

Компания CareToSave придумала, как заинтересовать детей и научить их беречь электроэнергию. Она создала дисплей в виде полярного медведя Bobo, который отображает информацию о расходах электричества, поступающую к медведю от сенсора, который крепится к одному из проводов электросчетчика. Если медведь остается белого цвета, потребление энергии находится на нормальном уровне. Если он синеет, то стоит подумать над тем, чтобы сократить использование электричества. А когда краснеет — в квартире явный перерасход. В дополнение к медведю норвежские разработчики создали книгу и мобильное приложение. В них рассказывается, как уменьшить расход электричества и предлагается несколько обучающих игр. Bobo создан для детей от четырех до десяти лет и пока доступен только по предварительному заказу.

Intelen Big

Компания Intelen придумала платформу и мобильное приложение, вовлекающие сотрудников офисов в состязание с коллегами за более эффективное использование ресурсов. Для того чтобы собирать информацию о расходе электричества, воды и отопления, был создан IMeter, объединяющий данные разных сенсоров и структурирующий их. Они передаются в облачную платформу и обрабатываются. После этого пользователям выдаются рекомендации по сокращению расходов, а также в динамике демонстрируется, насколько эффективно расходуется энергия. Платформа Intelen BIG — это игра, где выбирается подразделение, которое планируется сделать более энергоэффективным. Пользователи могут остановиться на базовой версии или добавлять свои мини-игры и подсказки. По итогам месяца определяются победители, набравшие больше всего баллов. В итоге можно добиться существенного сокращения расходов. Платформа интегрирована с социальными сетями и способна анализировать потребление в динамике.