Карта течений

У нас принято сравнивать политику со спортом. Но вряд ли это удачная метафора. В футболе — две команды.

У нас принято сравнивать политику со спортом. Но вряд ли это удачная метафора. В футболе — две команды. В марафоне — каждый сам за себя. В шахматах — лишь черное и белое. Спорт слишком правилен, чересчур упорядочен, сильно отличается от политики. Ведь в нашей политике царят полутона и полуанархия, она любит тень и куда больше похожа на бизнес. На поле без границ играют множество команд, чье представление о правилах сильно рознится, а зачастую и вовсе отсутствует. Кажется, что лишь мистическая Сила, которую старый Смит называл "невидимой рукой", а юный Маркс "капиталом", правит здесь свой бал.

И все же при всей хаотичности в море политики есть свои теплые и холодные течения. Именно они задают ритм и пролагают колеи для действий политиков. Наш Фонд исследует эти течения, определяя процессы и события, которые на определенное время задают тон политическому развитию страны. В прошлом полугодии (январь — июнь 2011 года) мы идентифицировали пять таких "течений".

Первые две позиции заняли два взаимосвязанных между собой процесса. Представим себе нового топ-менеджера, нанятого собственниками для реорганизации компании. Управляющий, как и обещал, начал реорганизацию, но потом увяз в рутине, отвлекся и пустил процесс на самотек. А потом накануне отчетного собрания понял, что результатов нет, свалил все на помощников и вновь рассказал собственникам о планах реорганизации. Такое же произошло в нашей политике. С одной стороны, реформаторский задор президента изрядно поутих. С другой, в своем обращении Виктор Янукович часть ошибок признал, часть пообещал не допустить. Так или иначе, опыт неудачных реформ и попытка объясниться с обществом по поводу их целей произошла. И это — очень важные события для долговременного развития страны.

Третья позиция связана с тем фактом, что прошлогодняя консолидация власти в руках одной политической силы наткнулась на первое серьезное сопротивление. Как бы вы отреагировали на действия менеджмента компании, который накануне аудита пытается посадить начальником аудиторской конторы своего человека? Подобное событие произошло на недавнем пленуме Верховного Суда Украины, когда произошла попытка сместить главу ВСУ. Однако большинство судей не дали сместить Василия Онопенко, близкого к политической группе Юлии Тимошенко. Судьи разных уровней и политических симпатий восприняли такое голосование пленума как знак своей цеховой независимости, и вряд ли сдадут ее в обозримом будущем. Такая судейская строптивость стала холодным душем для исполнительной ветви власти, стремящейся к контролю над судами и законодателями.

Четвертое событие, определившее политическое развитие страны, — решение о переносе парламентских выборов на октябрь 2012 года. Это событие происходило при столь странных обстоятельствах, что найти пример в бизнесе просто невозможно. После необычного по своей логике решения восстановить Конституцию в версии 1996 года парламентские выборы должны были бы состояться в марте 2011 года. Для многих политических групп во власти и оппозиции это был Шанс. Для оппозиционных лидеров это был шанс получить депутатскую неприкосновенность в период, когда следователи то и дело вызывают их на допросы. Для многих групп из правящей партии это был шанс усилить свое присутствие во властных структурах. Однако решение было принято в пользу переноса даты выборов. Это решение поддержали депутаты и правящего большинства, и оппозиции. Видимо, нынешние члены парламента сомневались в возможности вернуться в Раду при нынешней политической ситуации. Логика политической борьбы в следующие полтора года будет во многом зависеть именно от электоральных мотивов наших политиков.

Пятым событием, которое является очень важным для понимания карты течений украинского политического Черноморья (согласитесь, белым это море назвать сложно), стало включение во властную вертикаль Киеврады. Представим себе успешную компанию, которая в короткий срок почти полностью захватила свой сектор рынка. Но при этом новоявленная монополия почти не контролировала бы сбыт своей продукции в городе, где находится ее головная контора… То же самое происходило в нашей политике. Консолидация власти в 2010 году привела к установлению относительно целостной исполнительной ветви в Украине — от Банковой до районных администраций и советов. Однако в этой вертикали были и прорехи. Самая большая — Киев, где "оранжевый" мэр и подвластный ему горсовет были вне консолидированной системы гос­управления. Весной 2011 года эта прореха была "заштопана" без проведения выборов, результат которых был бы неблагоприятен в традиционно небело-синем Киеве.

Названные процессы не обещают спокойного развития Украины. Но политическая система в целом становится более сбалансированной и рациональной.