Когда интересно…

Игорь Ляшенко, основатель и издатель "Инвестгазеты" в 1995-2009 гг., об информационном и прикладном интересе в издательском деле

на праздники я обычно желаю, чтобы в их жизни все было интересно. Желаю этого и себе. Есть, конечно, дела, интересные по определению: книгу почитать, в путешествие отправиться, в баре с хорошей компанией футбол посмотреть.

Но все-таки большую часть времени мы посвящаем работе, бизнесу. А всегда ли было интересно?

Я начал работать журналистом в 1991 году. Учиться в университете в те годы мне было неинтересно. Советские предметы и программы обучения на факультете журналистики вмиг оказались ненужными, а новых придумывать не успевали. Поэтому я как студент ограничивался формальными сдачами сессий.

Зато как интересно оказалось работать! Полгода я занимался сбором рекламы в газету. Я не знал, как ее собирать, а без году неделя бизнесмены не знали, как и где ее размещать. Затем я стал штатным корреспондентом и взялся за экономическую сферу — журналисты старой гвардии ею практически не интересовались. Я ездил по заводам, фабрикам, шахтам и писал длинные статьи. Часто мог приехать без предупреждения: здравствуйте, я журналист из Киева, приехал о вас писать… Это была самая интересная школа. Для бизнеса эти годы тоже стали серьезной школой, правда, не все выжили.

От конкретного производства — к экономическим процессам. Волею главного редактора мне довелось взяться за предметное освещение приватизации и прочей реформаторской деятельности правительства. Это оказалось настолько интересно, что пришла мысль создать для этого отдельную газету.

С 1995 по 1998 годы "Украинская инвестиционная газета" была рупором украинской приватизации, настольной газетой каждого уважающего себя бизнесмена. А тут еще и фондовый рынок организовался. Эти несколько лет, без преувеличения, были самым интересным временем для ведения бизнеса в Украине. Еще не было больших денег, еще не совсем было ясно, к чему это приведет, но фильм "Уолл-стрит" с Чарли Шином и Майклом Дугласом вдруг стал очень понятным и жизненным. А "Инвестгазета" даже некоторое время печаталась на желтой бумаге, как Financial Times. Эти годы стали своеобразным эмбиэем для большинства нынешних успешных бизнесменов. Терять нажитое было еще не страшно, десять тысяч долларов считались серьезными деньгами, почти капиталом, а миллионы были в основном виртуальными.

В 1998-м рынок слегка тряхнуло. Все озадачились — неужели все? Нам тоже пришлось посмотреть на процессы шире. Массовая приватизация приутихла, но менее интересно не стало. Бизнесмены, остудив головы после недолгого ажиотажа, взялись за построение системного бизнеса. А самые активные стали вдруг называться по российскому примеру "олигархами" и принялись за построение бизнес-империй, благо политическая ситуация позволяла. Вокруг только что приватизированной промышленности разразились корпоративные войны. Опять всем стало очень интересно.

А года с 2003-го теоретический профессиональный интерес сменился интересом денежным. Все вдруг начало что-то стоить. Оказалось, что бизнесы стоят немалых денег и слово "капитализация" имеет вполне осязаемое выражение в гривнях и долларах. Теперь уже интерес можно было конвертировать в деньги. Миллионы стали реальностью, а вскоре для некоторых и миллиарды. А журналистам только этого и надо. Их неизменный интерес к вопросу "Сколько это стоит?" никогда не получал такого удовлетворения, как в 2006-2008 годах.

А потом опять тряхнуло. Уже серьезней. И от миллионов-миллиардов интерес переметнулся к более приземленному вопросу: жив или уже нет?

2010 год — оказалось, что все живы. И теперь интересно, что будет дальше…