НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Кормильцы

Ставка на то, что украинцы будут потреблять больше, заставляет иностранцев расширять производства и совершенствовать продажи

Независимость Украины открыла вход на полки магазинов импортным товарам. Еще вчера советский потребитель живо реагировал на шоколадные батончики, жевательные резинки и порошок, отстирывающий абсолютно все.

Продвижению иностранцев помогали не только красивые упаковки, реклама и неведомые раньше качества, но и сам факт восприятия украинцами: импортное — значит, хорошее.

Первопроходцами отечественного FMCG-рынка были компании Mars и Coca-Cola, которые в начале 90-х поставляли в Украину шоколадные батончики и безалкогольные напитки. Они же первыми открыли здесь свои официальные представительства. За ними пришли Nestle, Kraft Foods, British American Tobacco (BAT), Danone и другие. Для развития компаний местного опыта было мало, поэтому назначения "своих" на руководящие должности выглядели вполне оправданными. Во многих компаниях эта практика осталась: у руля украинских Mars и Coca-Cola до сих пор стоят западные руководители.

Вряд ли кто-то из украинцев когда-нибудь повторит их рецепты, но "иностранный" стиль работы и технологии продаж сегодня прочно осели в локальных компаниях. Они смогли включиться в гонку за отечественных потребителей только в 2000-х. К тому моменту многие предприятия были выкуплены крупными международными игроками. Только Nestle, Procter & Gamble и Danone за все время присутствия в Украине вложили в отечественный FMCG более $500 млн. Игра стоит свеч: в прошлом году объем продаж товаров продовольственной группы в Украине оценивался в $29 млрд., и по прогнозам Nielsen и Euromonitor, в 2012-2015 годах потребление продуктов питания и напитков на душу населения будет расти.

Кофе и гамбургер

Иан Борден, 43 года
Генеральный директор
"МакДональдз" в Украине
Стаж в отрасли — 18 лет
В Украине — более 4-х лет

В Украине работает 71 заведение "МакДональдз" в 21 городе и 7 "МакКафе" в 4 городах.

Как вам работается в Украине?

Работа в Украине стала для меня хорошей возможностью применить все полученные знания и опыт, которые я получил в корпорации "МакДональдз". Бизнес компании в Украине развивается стремительными темпами, и хотя экономический кризис, начавшийся в 2008 году, существенно замедлил темпы роста рынка, мы все равно видим в нем большой потенциал.

Как долго привыкали к украинским условиям, к быту?

Привыкал недолго, так как много лет прожил в России. Более того, Киев очень приятный и комфортный город для жизни. При смене страны тревожил переезд семьи, так как мои близкие уезжали далеко от друзей и привычного уклада жизни. Но, повторюсь, Киев очень удобный для жизни город, поэтому семья достаточно просто восприняла переезд.

Чем отличается украинский рынок от того же российского?

Размеры России требуют совершенно других подходов к логистике, поставкам, учету специфики региона. Также разница в доходах населения в различных частях страны является существенным вызовом для ценовой политики, ведь мы стремимся поддерживать одинаковые цены во всех заведениях в стране. Есть различия и в подходе посетителей к заказу. Если в России в среднем на каждом подносе порядка пяти блюд, то в Украине — до четырех.

Украина для вас — это?..

Это страна с потрясающими возможностями и вызовами, в которой живут очень образованные и талантливые люди.

Чему научились за время работы на украинском рынке?

В профессиональном смысле научился гибкости и терпению, а что касается личностных изменений — я стал более открытым.

Что вы дали компании и отрасли?

Я помог "МакДональдз" в Украине удачно пройти кризисные 2008-2009 годы. Также убедил руководство корпорации больше инвестировать в развитие бизнеса в вашей стране. Плюс к этому нашей команде удалось сделать рестораны в Украине наиболее посещаемыми в мире.

Если не в Украине, то в какой стране в дальнейшем вам бы хотелось работать?

Мне бы хотелось поработать в Западной Европе, а также в Австралии, так как в этой стране живет часть моей семьи.


Итальянский молочник

Дарио Маркетти, 39 лет
Генеральный директор "Данон Украина"
Стаж в отрасли — 17 лет
В Украине — 4 года
italim_300.jpg

Группа компаний Danone работает в Украине с 1998 года. В конце 2010 года объединила молочные активы с компанией "Юнимилк". Оборот новой компании оценивается в 1,5 млрд. евро.

Долго ли вы привыкали к украинским условиям, к быту?

Украина является очень дружелюбным местом. Я жил в Москве, Мехико. Думаю, Киев — самый простой город для проживания. Здесь гораздо меньше трафика, а тем более толпы. Считаю, что каждый европеец должен посетить этот город. Я не понимаю, почему Лавра не является таким же всемирно известным историческим местом, как Колизей или Эйфелева башня.

Вам не тесно на рынке, где много локальных производителей?

Если посмотреть на то, сколько молочных продуктов потребляют украинцы в год, то этот показатель составит

14 кг на человека. Это очень мало. К примеру, во Франции — 25 кг на человека, в Испании — 25 кг, в России 19 кг молочных продуктов на человека в год. Из этого объема потребления на локальном рынке на компанию Danone Ukraine приходится только 2 кг. Так что нам есть куда расти.

Есть вещи, которым вы научились в нашей стране?

В Украине я узнаю что-то новое каждый день. Самое главное — сохранять терпение. Если вы потеряете самообладание, вы не выживете в этом бизнесе. К примеру, в европейских странах некоторые проекты можно реализовать гораздо быстрее. В Украине этот процесс занимает намного больше времени, так как нет цельной структуры вывода продуктов на рынок.

Спустя четыре года работы на украинском рынке можете оценить ваш личный вклад в развитие компании и отрасли в целом?

Когда я приехал сюда четыре года назад, я увидел бабушек, которые повсеместно продавали молоко. С помощью моей команды нам удалось создать кооперативы по сбору молока, которые позволяют выжить незащищенному слою населения. Убежден, что эта модель сотрудничества будет иметь долгосрочное влияние на сельское хозяйство в стране. Я думаю, что мой личный вклад в развитие компании — это ее рост. За три года по объему чистой прибыли мы выросли почти в восемь раз. Кроме того, при поддержке игроков рынка мне удалось создать Европейскую молочную ассоциацию. Теперь через EBA мы можем лоббировать интересы отрасли.

Если бы вам пришлось уйти с молочного рынка, какой бизнес вам был бы еще интересен?

Занимался бы отельно-ресторанным бизнесом. Люблю готовить и путешествовать. Если у меня будет своя гостиница или ресторан, я смогу больше путешествовать.


Шоколадный мастер

МаурициоПатарнелло, 45 лет.
Генеральныйдиректор Nestle
в Украине и Молдове.
В FMCG — 20 лет
В Украине — 1,5 года
wokolad_300.jpg

Компания Nestle пришла в Украину в 1994 году, со временем купила крупные предприятия: фабрику "Свиточ", "Волыньхолдинг" и "Техноком". Объем продаж в 2011 году достиг 4,66 млрд. грн.

До Украины вы работали в ОАЭ, сложно было перестроиться?

Сначала я был обеспокоен из-за погоды в связи с большой разницей в температуре по сравнению с моей предыдущей страной, но я привык и к ней. Мне не понадобилось для этого много времени, я быстро привыкаю ко всему.

Кто лоббирует интересы такого крупного производителя, как "Нестле Украина", во власти?

У нас нет лоббистов в правительстве, но мы являемся активными членами важных ассоциаций, таких как EBA (членом правления, которой я являюсь) и Американской торговой палаты. Мы также присоединились к членству в DFIAC (Domestic and Foreign Investors Advisory Council), созданному под эгидой президента Украины с целью улучшения инвестклимата в стране путем обмена передовым опытом.

Чего ожидают инвесторы от Украины?

Украина — динамично развивающийся рынок в FMCG-секторе, но все еще с одним из самых низких уровней потребления на душу населения во многих категориях по сравнению с остальной Европой. Это показывает хороший потенциал для роста. Но я считаю, что страна нуждается в срочных реформах в различных областях. Многие инвестиционные индексы показывают, что бизнес-климат страны слабеет.

Чему вы научились в Украине?

Я люблю украинский народ, он живет настоящим и любит жизнь.