НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Короли бензоколонок

Украинские сети АЗС ждет серьезная борьба за рынок. Удастся ли западным игрокам сорвать куш в $20 млрд.?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украинские сети АЗС ждет серьезная борьба за рынок. Удастся ли западным игрокам сорвать куш в $20 млрд.?

В начале 90-х годов предприимчивые украинские студенты, а в будущем — нефтяные магнаты, взялись за бензиновый промысел. Те из них, кто понял всю серьезность и прибыльность этого бизнеса, сегодня владеют крупными сетями автозаправочных станций, нефтебазами и нефтеперерабатывающими заводами. Наиболее смышленые к тому же промышляют добычей газа и нефти. Выбор бизнеса, очевидно, они сделали еще и исходя из определения нефти, которую еще называют "черным золотом". А золото, как известно, всегда в цене, независимо от цвета и состояния — жидкое оно или твердое, желтое или черное.

Согласно официальной статистике, лидером на рынке нефтепродуктов Украины является компания "Альфа-нафта", владеющая сетью АЗС под брендом ANP. Примечателен тот факт, что компания не имеет собственного нефтеперерабатывающего завода. Несмотря на отсутствие собственных НПЗ и сильную конкуренцию со стороны компаний с мировыми брендами, "Альфа-нафта" сегодня лидирует в данном сегменте (более 9%) и к концу текущего года планирует увеличить свою долю на рынке.

Впрочем, грандиозным планам собственника "Альфа-нафты" Аика Памбахчяна может помешать грядущая широкомасштабная экспансия зарубежных "бензоколонщиков". С каждым годом статистика желающих зайти на украинский рынок нефтепродуктов растет наряду с ростом числа автолюбителей. Только за последние пять лет оно увеличилось на один миллион человек. Поэтому намеревающихся работать на украинском рынке нефтепродуктов с каждым днем все больше, и среди них — именитые иностранные игроки.

К тому же ситуация на рынке способствует данному обстоятельству, поскольку доля мелких владельцев сетей АЗС (которые занимают менее 1% рынка) составляет более 55%. Остальные 45% разделены между крупными игроками. Одним словом, в случае входа в Украину более половины рынка нефтепродуктов можно выкупить по частям. А это довольно приличный куш — свыше $10 млрд. в год. С кем же придется "потягаться" украинским "королям бензоколонок"?

Глобальная консолидация В прошлом году мировой гигант Royal Dutch Shell сделал предложение о слиянии украинскому оператору розничного рынка нефтепродуктов Украины компании "Альянс". В результате под управление англо-голландской энергетической компании перешли 150 бензоколонок, которые сегодня торгуют под брендом Shell. В данном случае компания "Альянс" выступила джоббером "особо крупных размеров", а Shell заняла 3,3% украинского рынка нефтепродуктов. В новосозданном совместном предприятии доля Shell составила 51%, "Альянса" — 49%.

В этом году также ожидается поглощение сети АЗС "Золотой гепард" компанией "ТНК-ВР Коммерс". ТНК-ВР входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Владение Лисичанским НПЗ определяет долю компании на украинском оптовом рынке нефтепродуктов в размере 30%. По мнению экспертов, цена сделки между "ТНК-ВР Коммерс", которая владеет 160 заправками, и "Золотым гепардом", владеющим 36 заправками, составит более $70 млн. В среднем одна заправка "Золотого гепарда" с учетом премии за рыночную долю может обойтись ТНК-ВР в $1,5-2 млн. Еще в около $5 млн. обойдется каждая из нефтебаз "Золотого гепарда". В результате этой сделки "ТНК-ВР Коммерс" займет 3,2% рынка розничной торговли нефтепродуктами, обойдя "Укртатнафту", доля которой на сегодня составляет 2,8%.

"Сегодня ТНК-ВР владеет в Украине двенадцатью АЗС. Шесть автозаправочных комплексов расположены в Киеве, остальные — в Луганской области. В обновленной джобберской программе ТНК по всей Украине работает 160 АЗС. При построении сети мы сделали упор не на количество, а на качество объектов, топлива и сервиса. В течение нескольких лет компания намерена увеличить число собственных АЗС в Украине до 150, джобберских — до 300-400", — говорит пресс-секретарь ООО "ТНК-ВР Коммерс" Дмитрий Зверев. К тому же весной компания откроет в Киеве первый в Украине автозаправочный комплекс под брендом ВР. "В ближайшие несколько лет мы рассчитываем расширить сеть заправок, работающих в стране под этой торговой маркой, как минимум до десяти АЗС", — поделился информацией господин Зверев.

Чужие здесь ходят Одним из наиболее реальных "захватчиков" украинского рынка розничной и оптовой торговли нефтепродуктами, который в ближайшее время придет в Украину, аналитики называют польскую компанию PKN Orlen. О планах ее выхода сообщил в начале этого месяца глава компании Петр Ковнацки. В настоящее время компания представлена в четырех странах Центральной Европы: в Германии — Orlen Deutschland, Польше, Чехии — Unipetrolu, и Литве — Mazeikui Nafta. В частности, на первом этапе она планирует занять несколько процентов рынка розничной торговли.

По словам Сергея Куюна, исполнительного директора консалтинговой компании UPECO, в этом плане у группы проблем не будет. Сегодня на рынке можно купить сеть АЗС любой компании, главное — цена вопроса. Что касается стоимости, то сумма может изменяться на порядок в зависимости от скорости и пути, который выбирается для освоения рынка. "Входить на украинский рынок они (новые игроки. — Ред.) будут, покупая существующие станции, поскольку строительство АЗС "с нуля" сопряжено с преодолением массы бюрократических процедур и потерей времени", — отметил Дмитрий Зверев.

Наиболее подходящими кандидатами на поглощение аналитики называют такие сети, как WOG, ANP и "OKKO". Господин Ковнацки уточнил, что они рассматривают оба варианта вхождения на украинский рынок: приобретение существующих АЗС и постройку новых. Однако, по его словам, переговоры о покупках сегодня компания еще не ведет. "Мы завершили первый этап анализа, который показывает, что на этот рынок стоит выйти, поэтому мы сейчас

изучаем конкретные потенциальные проекты. Ожидаем, что на начальном этапе сможем достичь доли в размере нескольких процентов украинского рынка", — уточнил Петр Ковнацки.

Кроме этого, в текущем году в Украине следует ожидать появления румынской компании Rompetrol, а также, возможно, и казахстанского оператора "КазМунайГаз". Объектами поглощения этих крупных компаний могут быть украинские операторы, не имеющие собственных источников сырья и перерабатывающих мощностей. Поэтому уже к концу года расстановка сил на отечественном розничном рынке торговли нефтепродуктами может кардинально измениться.

Вице-президент инвестиционно-банковского департамента ИФГ "Сократ" Алла Касаткина о том, кого из украинских игроков розницы продаж нефтепродуктов поглотит польская PKN Orlen

Насколько высоки шансы у PKN Orlen в Украине?

PKN Orlen до недавнего времени не планировала выходить на украинский рынок розничных продаж нефтепродуктов. В стратегические планы компании входило активное покрытие своей сетью стран Восточной Европы: Польши, Чехии, Германии, Прибалтики. Возможно, планы PKN Orlen изменились из-за достаточно жестких условий конкуренции на этих рынках и по причине вступления Украины в ВТО, хотя данный фактор не может являться решающим. Возможно, украинский рынок розничных продаж нефтепродуктов привлекателен для PKN Orlen тем, что бензины, выпускаемые на Mazeikiu Nafta, соответствуют европейским стандартам качества и более популярны у владельцев автомобилей. Поэтому потенциального выхода на украинский рынок PKN Orlen в качестве активного игрока можно ожидать не раньше конца 2009 года, я бы даже назвала более вероятной датой первую половину 2010 года.

Какую долю может занять PKN Orlen в Украине?

Думаю, что выход на рынок будет начинаться с небольшой доли. Вероятнее всего, это будет приобретение точечных заправок с постепенным расширением их географии и количества. Это можно объяснить не только суммой инвестиций в готовую сеть, но и длительностью ведения переговоров по ее приобретению. В открытых источниках были упоминания о том, что стратегически PKN Orlen планирует свой вероятный выход на украинский рынок с приобретения точечных заправок и строительства новых. Стартовать со строительства новых АЗС будет достаточно сложно, поэтому более вероятен вариант приобретения точек. Думаю, что занять такую долю рынка, как планируется в Прибалтике — около 20%, в момент выхода на рынок в Украине будет достаточно сложно, так как рынок насыщен и поделен между активными игроками.

В случае приобретения НПЗ PKN Orlen будет интересовать доля в пределах 15% рынка продаж нефтепродуктов.

Какая из существующих розничных сетей может стать объектом поглощения PKN Orlen?

Проанализировав ситуацию на рынке розничной торговли нефтепродуктами, можно предположить, что объектом повышенного интереса PKN Orlen может стать сеть "ОККО", принадлежащая концерну "Галнафтогаз". Это можно обосновать не только известностью сети, долей рынка, соответствующей интересам PKN Orlen, но и сложившимися логистическими связями — "Галнафтогаз"торгует бензинами производства Mazeikiu Nafta.

Анализируя стратегию выхода PKN Orlen на новые рынки, можно предположить, что на начальном этапе — в первый год выхода на рынок — будет куплено 15-25 заправок, в дальнейшем будет приобретена сеть либо построено и куплено около 150-200 заправок.

Как вы считаете, насколько высока вероятность покупки PKN Orlen нефтеперерабатывающего завода в Украине? Кого может приобрести польская компания?

Пока нет открытой информации о возможности сделки по продаже украинского нефтеперерабатывающего завода польской компании. Но, если оценивать ситуацию на рынке переработки нефти, то можно предположить, что самым вероятным кандидатом на продажу может оказаться "Нефтехимик Прикарпатья" либо (вероятность очень мала) Херсонский НПЗ.

В случае приобретения "Нефтехимика Прикарпатья" размер прямой инвестиции, направленной на реконструкцию предприятия и получение нефтепродуктов европейского стандарта, для PKN Orlen может составить $85-90 млн. дополнительно к стоимости самого актива. Но у PKN Orlen есть возможность немного сэкономить — воспользоваться частью оборудования с Mazeikiu Nafta, оставшегося после проведения работ по его реконструкции.