Кредитовать-неперекредитовать

Роман Шпек, старший советник Альфа-Банка (Украина), о кредитовании, проблеме убыточных предприятий и о том, почему то, что хорошо для США, плохо для Украины

прошлом году экономика Украины выросла на 4%. Неплохо? Да, если бы мы говорили о росте ВВП Соединенных Штатов или, скажем, Германии. Но для Украины, с учетом уровня ее развития и благосостояния (читай: бедности), этого крайне мало. Для стремительного развития темпы роста экономики нашей страны должны быть значительно больше.

Чтобы добиться этого, необходимо множество составляющих. Но особое беспокойство сегодня вызывает одно — объемы банковского кредитования. Именно банковский сектор может и должен стимулировать развитие экономики через расширение внутреннего рынка, финансирование инфраструктурных проектов, кредитование жилищного сектора и конкурентоспособных предприятий. Но, несмотря на прошлогоднюю макроэкономическую стабильность и невысокий уровень дефицита бюджета, сегодня этого не происходит. Если уровень депозитов украинских граждан в 2010 году вырос на 26%, то кредитование экономики за тот же период увеличилось всего на 1%.

Причин для этого много. Во-первых, банки больше просто не доверяют бизнесу — и не случайно. В период кризиса ряд предприятий нарушали платежную дисциплину, не имея на это особых финансовых причин. Не возвращали кредиты, прикрываясь своей близостью к власти, политикам, депутатской корочкой и т.д. Защитить свои права — даже в судах — у кредиторов в таких условиях не получалось. Суды то и дело подыгрывают недобросовестным заемщикам, позволяя оспаривать поручительства по займу, признавая недействительными кредитные договоры в валюте, закрывая глаза на фиктивное банкротство и вывод активов. При этом, зачастую принимая разные решения по одним и тем же делам, суды, сами того не осознавая, создают опасные прецеденты, которые замораживают кредитование целых отраслей. Например, недавно ВХСУ признал недействительным договор залога имущественных прав на незавершенное строительство по кредиту одного из крупнейших украинских банков. Что это значит? Незавершенное строительство может так и остаться незавершенным, поскольку другие банки также откажутся его кредитовать.

В результате таких действий банки понесли дополнительные потери, были вынуждены уменьшить регулятивный капитал и формировать дополнительный резерв. Не улучшили ситуации и многочисленные примеры незаконных действий нотариусов — как частных, так и государственных, коррупция, а также нежелание власти вести диалог с банковским сообществом.

Во-вторых, украинские предприятия до сих пор находятся в плохом финансовом положении. Одни компании убыточны, причем около 40% предприятий в нашей стране не просто убыточны — они убыточны многие годы. Другие имеют высокий уровень задолженности, образовавшейся в предыдущий период. Третьи не имеют качественного залога, а их собственность уже обременена другими долговыми обязательствами. Кредитоспособность предприятий могла бы повысить земля, но она пока не является в Украине товаром.

Результат сегодня заметен каждому. Кризис прошел, но полноценного кредитования по-прежнему нет. Вместо того чтобы питать экономику, банки предпочитают работать с ценными, в том числе правительственными, бумагами. Конечно, и в этом есть позитив: деньги банков дают возможность Министерству финансов финансировать дефицит бюджета нашей страны. Но это инвестиции не в развитие, а в проблему: выпуск облигаций не приводит к росту ВВП, зато требует выпуска новых бумаг для обслуживания старых.

Методы решения этой проблемы сегодня есть. Нужно более активно использовать механизм банкротства убыточных предприятий — собственность должна эффективно управляться. Кроме того, в свое время в ряде стран — Турции, Южной Корее, Марокко — при участии Всемирного банка были созданы госагентства, которые консультировали такие убыточные предприятия, помогая им проводить реструктуризацию. Благодаря этому Южная Корея сумела удержать качество активов коммерческих банков на должном уровне. Корейская корпорация по управлению активами (The Korean Assets Management Corporation) (KAMCO) была учреждена с целью принятия рисков по проблемной кредитной задолженности вскоре после кризиса 1997 года. Результатом этого стала ликвидация банками 50% плохих активов (путем реализации залогового обеспечения, требования погашения кредитов и т. д.), в то время как остальные 50% были выкуплены KAMCO. Корпорация начала реализацию своего портфеля проблемных кредитов вскоре после оживления экономической активности, ей удалось восстановить качество значительной части активов.

Нашему правительству следует более активно использовать возможности и опыт Всемирного банка, МФК. Думаю, и правительство Южной Кореи охотно поделится своим опытом, а может, и окажет помощь. Ведь если не решить проблему кредитования, темпы роста Украины и дальше могут составлять 4-5%. Но о стремительном развитии экономики и росте уровня жизни придется забыть. Пример Китая и ряда стран Центрально-Восточной Европы говорит о том, что чтобы справиться с этой задачей, нужно расти на 8-11% в год.