- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Креветочный бум
Завышенные цены на рынке морепродуктов могут спровоцировать очередной уход рынка в тень.
Блюда из морепродуктов — любимая еда большинства украинских олигархов и политиков. "Предпочитаю рыбу и морепродукты. Это для меня лучшая пища", — делился своими гастрономическими пристрастиями в одном из интервью "Инвестгазете" нардеп Сергей Кивалов.
Впрочем, не только украинский политикум и бизнес отдают предпочтение дарам моря. Любителей морской кухни в Украине хоть пруд пруди. К тому же за последние пару лет страной прокатился настоящий "суси-бум": сегодня рестораны японской кухни, в основу которой входит морепродукция, пользуются большой популярностью у населения.
О том, что дары моря из разряда деликатесов постепенно переходят в разряд часто употребляемой продукции, свидетельствует и тот факт, что за последний год ее потребление возросло в несколько раз. Украинский рынок морепродуктов является одним из самых динамично растущих среди остальных рынков продуктов питания. Его оценочная емкость в 2006 году составила $1 млрд., а в текущем эксперты прогнозируют рост еще на $200 тыс. В дальнейшем ежегодный прирост этого сегмента рынка составит 30-40%.
Аппетиты растут
Объяснений такого бурного роста несколько. Во-первых, частичная легализация рынка. По мнению аналитиков, если еще два года назад около 40% рынка находилось в тени, то сегодня он практически полностью легален. Во-вторых, морепродукты постепенно перестают быть экзотикой и переходят в разряд повседневной пищи. Связывают рост аппетитов украинцев с увеличением их доходов.
Особенно быстро растет сегмент морских деликатесов — осьминогов, кальмаров, мидий, морских гребешков и прочей еще малознакомой рядовому потребителю морской живности. Даже несмотря на свою дороговизну, морские деликатесы входят в число тех продуктов, которые для людей со средним и выше среднего достатком становятся почти повседневными, которые они себе позволяют как минимум один-два раза в неделю.
Как рассказала генеральный директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова, еще три года назад рыбных ресторанов как таковых не было. "Даже старый Da Vinci fish club позиционировался как заведение с европейской кухней", — говорит она и добавляет, что за последнее время в Киеве открылось девять специализированных рыбных ресторанов.
Еще одной причиной возросшей популярности морепродуктов специалисты называют "помешательство" на здоровом образе жизни, особенно среди представителей среднего класса. Это выражается в выборе продуктов питания, насыщенных полезными веществами и в то же время диетическими. Позволить себе вести такой образ жизни в настоящее время может далеко не каждый. Тем не менее число тех, кто входит в эту группу, неуклонно растет, увлекая за собой и уровень продаж морских деликатесов.
Кстати, в своих исследованиях ученые пришли к выводу, что при употреблении морепродуктов человеческий организм вырабатывает аминокислоту, которая амортизирует плохое настроение. Может, неблагоприятный психологический фон в стране, вызванный политическим напряжением, подтолкнул к тому, что украинцы стали употреблять дары моря в несколько раз больше?
Дорогое удовольствие
Отечественная морепродукция сегодня занимает не более 10% рынка. Сокращение производства рыбопродуктов в Украине вызвало стремительный рост их импорта. Большинство рыбы и морских деликатесов к нам "приплывают" из Норвегии. Именно эта северная страна обеспечивает наш рынок на 75%. Остальная продукция поступает из Китая, Перу, России, Чили и Новой Зеландии. По мнению экспертов рынка, в ближайшее время объемы ввозимых морепродуктов будут расти, хотя уже не столь стремительными темпами, как в прошлом году.
Увеличивается количество российских компаний, "положивших глаз" на украинского потребителя. Так, в августе этого года возобновил поставки своей продукции в Украину крупный российский поставщик — ГК "Ледово".
Достаточно бурно развиваются рыбный премиум-сегмент и доля морских деликатесов. Несмотря на то, что доля морепродуктов в суммарных поставках морской продукции занимает только 3,3%, в этом сегменте отмечается ежегодное увеличение спроса. Причем за последние три года уровень поставок ракообразных возрос почти в 3,6 раза и достиг продаж на сумму $17,9 млн., а поставки моллюсков увеличились почти в 2,4 раза.
Относительно ассортиментной структуры специалисты из аналитического агентства "ПроАгро" отмечают, что более 90% поставок ракообразных составляют замороженные и охлажденные креветки, в том числе и черные тигровые. В натуральном выражении это оценивается на уровне 7,7 тыс. тонн на сумму около $15,2 млн. Также растет спрос и на импортируемые в Украину лангусты, лобстеры, крабы, раковые шейки, коктейли из морепродуктов.
Что касается моллюсков, то им пока трудно соревноваться с креветками на отечественном потребительском рынке. Однако рост в этом сегменте очевиден. К примеру, в прошлом году в Украину легально ввезли 2,8 тыс. тонн устриц, мидий, кальмаров, морских гребешков, осьминогов и прочей экзотики на сумму $6,8 млн. В суммарных поставках моллюсков в прошлом году около 80% составляли кальмары.
Еще одной заметной тенденцией прошлых лет стало значительное удорожание морепродуктов. По данным Госкомстата, в 2006 году импорт морской продукции в ценовом выражении увеличился на 70%, в то время как в натуральном выражении сократился на 10%.
Основным фактором увеличения цены на импортную рыбу и морепродукты аналитики "ПроАгро" называют стремительный рост цен на них на мировом рынке в целом и на норвежскую рыбную продукцию в частности. "Говоря о росте цен, можно отметить, что в прошлом году стоимость поставок увеличилась как в сегменте мороженой рыбы и филе, так и в сегменте морепродуктов практически в два раза", — говорит аналитик компании "ПроАгро" Николай Верницкий. Эксперты прогнозируют, что в случае если цена на морепродукты не начнет падать, существует большая вероятность того, что рынок вновь уйдет в тень, как это было до 2005 года.