НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Кризис в МФС затягивается

2 сентября не состоялось собрание акционеров Межрегионального фондового союза, на котором, как ожидалось, зароют топор войны двух противоборствующих лагерей. Как оказалось, Укрсоцбанк подал в суд, а последний вынес постановление запретить проведение сборо

2 сентября не состоялось собрание акционеров Межрегионального фондового союза, на котором, как ожидалось, зароют топор войны двух противоборствующих лагерей. Как оказалось, Укрсоцбанк подал в суд, а последний вынес постановление запретить проведение сборов

Напротив здания банка "Аваль", где должно было проходить собрание, собрались немногочисленные акционеры. Юристов было побольше. Отсутствовали представители ГКЦБФР, которые совместно с Ассоциацией украинских банков выступили миротворцами в урегулировании конфликта. Как позже пояснил Вадим Гриб, глава ИК "Тект", это свидетельствует о том, что комиссия понимает: действия ПриватБанка, скорее, напоминают шоу, которое затягивается. Все указывало на то, что присутствующие находятся в ожидании официального признания собрания несостоявшимся. Затем появился глава правления МФС Николай Швецов: в руке у него был акт, фиксирующий данное решение.
Вкратце напомним договоренности, которые должны были положить конец войне между двумя группами акционеров. Стороны договорились ограничить максимальный пакет в размере 6% для участника и 10% для группы. Причем как от участника, так и от группы в наблюдательный совет может быть избран лишь один представитель. Кроме того, предлагалось обеспечить участие всех основных финансово-промышленных групп в наблюдательном совете. "Восемь сильных колонн обеспечивают устойчивость платформы", — утверждает председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. Рассматривались также предложения усилить в МФС гарантированное влияния миноритарных акционеров и представителей торговых площадок и бирж, предоставив им по 2 места в НС, и обеспечить участие ГКЦБФР, уполномоченное лицо которой должно участвовать с совещательным голосом, но с правом наложения вето на решение. Для этого необходимо, чтобы стороны рассмотрели возможность покупки-продажи акций: стороны с "лишними" акциями (ПриватБанк, Ощадбанк, Проминвестбанк, ПУМБ и Укрсоцбанк) продают их тем, у кого их не хватает (остальные акционеры плюс УкрСиббанк, ИСД, "Аваль" и др.). Причем сделка должна быть многосторонней и одномоментной. Как писала "Инвестгазета" в предыдущем номере, эти договоренности вскоре предполагалось воплотить в жизнь, и нового накала страстей никто уже не ожидал.
Причины, почему Укрсоцбанк своим иском заблокировал проведение собрания, Тимонькин пояснил лично: "Укрсоцбанк отслеживал ситуацию, были определены договоренности, проводились совещания, а в итоге так ничего и не реализовали. Я считаю, что нечего проводить собрание до утверждения достигнутых соглашений либо до выработки новых. Каждый на собрании может выкручивать ситуацию в свою сторону, если не выработаны договоренности. Только тогда, когда новая структура акций и другие соглашения будут закреплены юридически, акционеры могут прийти на собрание и все решить". Поводом к таким действиям Укрсоцбанка, по словам Тимонькина, послужила информация о дальнейшей скупке акций ПриватБанком.
Дальнейшее разъяснение дал соратник Тимонькина Вадим Гриб. По его словам, в конце июля на встрече, организованной АУБ в присутствии представителей ГКЦБФР Балюка, Бурмаки и Корицкого, представитель ПриватБанка заявлял, что их сторона понимает ситуацию и затормаживает свои захватнические намерения. Далее были проведены несколько совещаний, на которые никто из представителей ПриватБанка не явился. Полный вакуум не смогли нарушить даже попытки дозвониться на мобильные телефоны руководителям банка либо участникам последней встречи.
Вадим Гриб пояснил: "Когда мы начали обсуждать с представителями ПриватБанка конкретику, составили что-то на подобии протокольчика, набросали черновик, то они попросили тайм-аут, так как ситуацию необходимо доложить начальству. Решили на 27 августа назначить совещание под руководством главы ГКЦБФР Анатолия Балюка, на которое никто из ПриватБанка не пришел, равно как и на последующий совет директоров. Кроме того, стало известно, что ими, возможно, уже заключено 2 — 3 сделки по покупке акций. Поэтому и было принято решение воспрепятствовать возможному негативному развитию ситуации на собрании акционеров. Тут вероятен следующий сценарий: пресса сообщает о том, что конфликт исчерпан, все успокаиваются, приходят на собрание, фиксируют кворум. Для ПриватБанка важно переизбрание совета директоров, который назначает председателя правления. Потом делается подмена протокола, переизбирается совет директоров, сменяется председатель правления, далее — решение суда о передаче печати и атрибутов власти, а затем — переход контроля к ПриватБанку.
В свою очередь, недоумение выразил представитель ПриватБанка, начальник отдела торговых операций Вячеслав Деришев. Он утверждает, что их сторона ожидала принятие решений именно на собрании. "Что это за договоренности, которых достигают где-то в кулуарах между крупными, но все же не всеми акционерами, — заявил Деришев. — Акционерное общество на то и акционерное общество, чтобы все вопросы решались на собрании". Конкретных обязательств на встречах, как заявил представитель ПриватБанка, никто на себя не брал, тогда стороны лишь провозгласили общие принципы. По словам Деришева, то что никто из ПриватБанка на встречах не присутствовал, не так важно: это можно объяснить повышенной занятостью руководства. Кроме того, не всегда удается приехать в Киев, ведь руководство находится в Днепропетровске. "А то, что не состоялось собрание — это действительно серьезно", — заявил Деришев. Он также сказал, что ПриватБанк будет созывать новое собрание.
Таким образом, кризис МФС, похоже, затягивается. Видимо, опасаясь дальнейшей эскалации конфликта, ГКЦБФР еще до несостоявшегося собрания (но в тот же день) распространила заявление, в котором призвала не допустить "разрушительных и необратимых процессов". В официальном обращении комиссии говорится, что принципы стабильности, гарантированности и прозрачности должны быть основными в деятельности депозитария. Кроме того, по словам главы ПФТС Ирины Зари, кризис МФС угрожает таким, на первый взгляд, неуловимым, но важным атрибутам нашего государства, как инвестиционный климат и имидж.