НБУ курс:

USD

41,34

--0,04

EUR

43,95

+0,01

Наличный курс:

USD

41,60

41,52

EUR

44,10

43,85

Кто будет следующим?

Страны БРИК потеряли благосклонность инвесторов. Их место займут новые фавориты — 11 самых быстрорастущих экономик
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Один из трех крупнейших производителей алюминия в мире — американская Alcoa — переживает дежавю. По итогам IV квартала компания впервые с кризисного 2009 года понесла убытки и была вынуждена пойти на радикальные меры — в 2012 году Alcoa планирует использовать лишь 88% своих глобальных мощностей, в том числе сократить производство в Китае. При этом всю произведенную в Поднебесной продукцию компания намерена продавать не в развитые страны, а в быстрорастущие экономики.

Таких, как Alcoa, много. Каждый третий металлургический комбинат в Китае работает сейчас в убыток. Алюминиевый гигант Rio Tinto, крупный производитель плоского проката China Steel и многие другие металлургические компании вынуждены сокращать производство из-за потери покупателей за рубежом. В мире впервые образовался переизбыток алюминия, что сбивает цены на металлы и оставляет бизнес без прибыли.

До сих пор страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а также присоединившаяся к ним в феврале ЮАР были главной надеждой мирового экономического роста благодаря своему экспорту, двигающему их экономики "выше, быстрее, сильнее". С 2007 года страны этой группы били рекорды ростом в среднем на 9,1% в год. Но нынешний кризис в Европе лишил их главного рынка для экспорта. В 2012 году, согласно прогнозам Goldman Sachs, их ожидает лишь умеренный рост в 6,1%. А существенно сбавив скорость, страны БРИК перестают справляться с ролью двигателя глобальной экономики. И у них теперь есть конкуренты — как минимум 11 быстрорастущих экономик готовы примерить эту роль на себя.

Сдают позиции

До сих пор в основе работы глобальных компаний, присутствующих в Китае, лежал принцип обмена. Экспорт из Поднебесной, 70% которого направлялось в развитые страны, поддерживал и наращивал темпы роста китайской экономики. А на доходы от экспорта КНР покупала товары в развитых странах, толкая вверх их ВВП. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, в 2011 году на Китай приходилось 8,7% мирового импорта и 9,5% мирового экспорта.

Теперь этот негласный договор дал трещину. По словам Тодда Ли, аналитика международной консалтинговой компании IHS Global Insight, перспективы китайского экспорта сейчас довольно унылы из-за того, что эти товары все меньше покупает переживающая рецессию Европа. В результате Китай теряет основное преимущество своей экономики — внешнюю торговлю. "В новый год Китай вошел на спаде", — говорит Тодд Ли. Если еще в третьем квартале 2011 года китайская экономика показывала рост в 9,5%, то в последние три месяца скатилась до 8,2%. По итогам текущего года рост не превысит 7,5-8%, прогнозирует IHS Global Insight.

Экономическое похолодание в новом году грядет во всех странах БРИК. В стороне не останутся ни Россия, поставляющая в ЕС дешевеющую нефть и газ, ни Бразилия, продающая за рубеж дорожающие продукты питания, ни Индия, поставляющая IT-решения для многочисленных западных компаний. Замедление роста в экономиках БРИК, в чьих руках находится 18% глобального ВВП, чревато для мира приближением к нулевому росту.

На внешние риски страны БРИК отреагировали по-разному. Россия все еще держится за падающий экспорт. Бразилия, Индия и Китай пытаются освоить внутренние рынки

Сейчас внутреннее потребление в Китае составляет 33% ВВП, тогда как в США — почти 70%. Пытаясь исправить перекос, Пекин решился на ряд шагов. Чтобы стимулировать китайский бизнес работать не на внешний, а на внутренний рынок, власти позволили немного укрепиться юаню, пересмотрели налоговую политику в сфере внутренней торговли и выделили $1,57 трлн. на стимулирование стратегических отраслей — металлургической и машиностроительной. Стремясь отвоевать внутренний рынок у иностранных производителей, руководство КНР планирует субсидировать населению покупки бытовой техники и автомобилей национального производства.

Пока вся эта политика по освоению внутренних рынков не приносит плоды: внутреннее потребление в странах также начинает давать сбой. Пессимистические настроения из Европы вынуждают и китайцев откладывать деньги, вместо того чтобы тратить их в магазинах. В России тоже стали экономить. В декабре расходы россиян на продукты питания и товары повседневного спроса показали нулевой годовой прирост с учетом инфляции. А оценки гражданами своих материальных возможностей в 2012-м стали более пессимистичными. В Индии внутренний рынок также переживает не лучшие времена. С приходом зимы урезать объемы производства пришлось, к примеру, индийским автопроизводителям, чьи склады переполнены непроданными машинами.

Особняком в этой ситуации стоят разве что южноамериканцы. Бразильцы пока во власти оптимистических потребительских настроений. В третьем квартале ВВП страны сократился на 0,04% по сравнению с предыдущим, но центробанк стремительно отреагировал и начал стимулировать экономику. Учетная ставка была снижена, уверенность потребителей окрепла, и уже в ноябре розничные продажи росли самыми быстрыми темпами за последние 15 месяцев.

Другими словами, страны БРИК все меньше справляются с возложенными на них ожиданиями. А значит, у развитых стран есть только два пути — смириться с рецессией или же искать новые рынки.

Новые лидеры

Пока нет единой классификации и терминологии, которая бы четко определяла новый состав "отряда экономических тигров". Но всех их можно узнать по нескольким признакам: быстрые темпы экономического роста, большие объемы экспорта и инвестиций и необремененность долгами. И список этих стран уже давно не ограничивается четверкой БРИК.

"Быстроразвивающиеся страны", "страны развития", "развивающиеся рынки", "следующие одиннадцать" — подобные классификации все чаще сегодня встречаются в отчетах западных аналитиков. Одним из первых, кто разглядел в большом количестве стран второго и третьего мира будущих "фаворитов" глобальной экономики, был аналитик Goldman Sachs Джим О"Нил, который в 2001 году и ввел термин БРИК. В декабре в ежегодном аналитическом отчете Goldman Sachs появился новый акроним — N-11 (Next Eleven). Новыми инвестиционными "звездами" признаны: Мексика, Нигерия, Египет, Турция, Иран, Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Вьетнам, Южная Корея и Филиппины. Аудиторская компания Ernst & Young значительно расширила этот список, составив в конце 2011 года список из 25 быстрорастущих рынков (БРР), которые вскоре свергнут с пьедестала страны БРИК. Сегодня на долю БРР приходится 31% мирового ВВП. Около половины ВВП в них обеспечивает экспорт. В этих государствах проживает 60% населения планеты, что не только с избытком обеспечивает страны рабочей силой, но и превращает их в привлекательные рынки для импорта. Однако эти преимущества таят в себе и угрозы. И одной из них, по мнению нобелевского лауреата Пола Кругмана, является наводнение БРР спекулятивным капиталом. "Главная опасность для таких стран в том, что они становятся привлекательным направлением для "горячих" денег, которые идут на развивающиеся рынки в поисках большей доходности", — уверен экономист. Кроме того, процесс дальнейшего развития быстрорастущих экономик будет далеко не гладким. Основные вопросы, которые будут стоять на повестке дня у правительств этих стран в ближайшие годы, — снижение инфляционного давления, ограничение негативного влияния притока капитала, а также развитие транспортной инфраструктуры, необходимой для дальнейшего экономического роста.

Вдобавок, даже при быстром росте экономики БРР пока еще слишком малы, чтобы превратиться в игроков глобального масштаба. "Это не произойдет за один-два года, на это потребуется больше времени", — полагает Эндрю Бэрнс, автор опубликованного на прошлой неделе доклада Всемирного банка "Глобальные экономические перспективы". То есть столько же, сколько и странам БРИК на то, чтобы освоить внутренний рынок. Но потом БРР ждет заслуженная популярность — они станут главными прибежищами для импорта развитых стран, позволяя Бразилии, России, Индии и Китаю заботиться о своем рынке самостоятельно.