НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Лицензионное соглашение коммерческий интерес

Отечественные компании в последнее время стали все чаще прибегать к заключению лицензионных соглашений. Этот вид договоров, как свидетельствует мировой опыт, является наиболее удачным способом передачи новых технологий, внедрения в производство товаров из

Отечественные компании в последнее время стали все чаще прибегать к заключению лицензионных соглашений. Этот вид договоров, как свидетельствует мировой опыт, является наиболее удачным способом передачи новых технологий, внедрения в производство товаров известных торговых марок, использования авторских прав, привлечения инвесторов к разработке новых месторождений полезных ископаемых и многое другое. Вместе с тем, для эффективности лицензионных соглашений нужно иметь четкое законодательство по регулированию использования объектов интеллектуальной собственности

Компания "Альфа-Эко", контролирующая Торго­вый дом потомков П. А. Смирнова и водочную марку "Смирновъ", недавно подпи­сала лицензионное соглаше­ние о розливе своей водки на отечественном Немировском ликероводочном заводе, про­изводящем популярную в Ук­раине и за ее пределами вод­ку Nemiroff.

Вместе с тем, идею выпу­ска водки "Смирновъ" в Укра­ине пока не поддерживает владелец другой марки Smirnoff — компания Guinness-UDV. Эта компания уверена, что сможет через уд приостановить развитие конкурирующего проекта. В компании Guinness-UDV, вла­деющей правами на произ­водство водки Smirnoff, к но­вому ходу своих конкурентов относятся спокойно. "Хотят они деньги потерять — пусть занимаются Украиной. Мы там успешно опротестовали регистрацию ряда марок Тор­гового дома, — заявил директор по внешним связям Guinness-UDV Дмитрий Андроненко. — Если так и дальше дела пойдут, марки "Смирновъ" вообще в Украине не будет". Но здесь следует подчеркнуть, что "Смирновъ" и Smirnoff — это различные торговые марки, поэтому за­явление представителя ком­пании Guinness-UDV — толь­ко его личное пожелание.

Лицензионный договор между "Альфа-Эко" и компанией Nemiroff подписан сроком на 15 лет и предоставляет последней права на произ­водство и продажу водки "Смирновъ" на территории Украины и Молдавии. Как от­метил в интервью россий­ским "Ведомостям" прези­дент компании Nemiroff Яков Грибов, "переговоры были жесткими, однако большой срок действия лицензионного договора делает для нас "Смирновъ" стратегическим продуктом, который имеет смысл развивать и продви­гать всерьез". Согласно дого­вору Nemiroff будет выплачи­вать "Альфа-Эко" роялти с каждой произведенной бу­тылки водки. Размер плате­жей стороны не разглашают. В принципе это соответствует общемировой практике ис­пользования таких лицензи­онных соглашений.

Напомним, что ранее быв­ший совладелец Торгового дома Борис Смирнов тоже пытался наладить розлив сво­ей водки в Украине, для чего был заключен договор с Харь­ковским ликероводочным за­водом, но по этому договору было произведено всего око­ло 50 000 бутылок водки. А компания Nemiroff рассчиты­вает начать производство с объема 200 000 бутылок в ме­сяц.

Впрочем, "Альфа-Эко" и ее украинский партнер не ви­дят никакой угрозы со сторо­ны иностранцев. "Разумеет­ся, прежде чем заключать до­говор, наши юристы тщательно изучили ситуацию с товар­ными знаками, — заявил Яков Грибов. — Мы считаем, что производство "Смирновъ" в Украине — проект долгосроч­ный и перспективный".

Защита торговой марки

В мировой практике ис­пользование на упаковке над­писей, содержащих фирмен­ное наименование или товарный знак, принадлежащие другому производителю, мо­жет быть правомерным только в случае заключения ли­цензионного соглашения. Но практическое решение дан­ного вопроса даже в странах с рыночной экономикой явля­ется сложным из-за частых конфликтов интересов изго­товителей и компаний, чье фирменное наименование, товарный знак или торговую марку используют.

Конфликт интересов со­стоит в том, что изготовители заинтересованы использо­вать известные фирменные наименования для повыше­ния спроса на свой товар. А компании-владельцы торго­вых марок в таких случаях ри­скуют своим именем и репу­тацией, так как не могут пол­ностью гарантировать качест­во произведенной продукции. Вместе с тем, в мире уже су­ществуют устоявшиеся пра­вовые нормы защиты вла­дельцев торговых марок или знаков.

Так, правовое регулиро­вание этого вопроса осуще­ствляется в соответствии с Парижской конвенцией по ох­ране промышленной собст­венности. Конвенция предус­матривает, что фирменное наименование охраняется без обязательной подачи за­явки или регистрации и неза­висимо от того, является ли оно частью товарного знака. Ни одно лицо, кроме того, ко­торому принадлежит такое право, не может использо­вать фирменное наименова­ние, не имея на это соответ­ствующего разрешения (ли­цензии). Следует отметить, что законодательство Украи­ны в этой сфере соответствует международным правилам. В частности Закон "О защите от недобросовестной конку­ренции" от 7 июня 1996 г. пре­дотвращает возможность ис­пользования фирменных наи­менований, товарных знаков для введения в заблуждение потребителей относительно истинного производителя то­варов (работ, услуг). А все во­просы, связанные с регистрацией и защитой товарных знаков, оговорены в Законе "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15 декаб­ря 1993 года.

Существуют также другие международные договоры и соглашения, устанавливаю­щие общие международные законодательные нормы по обеспечению защиты товар­ного знака на территории стран — участниц этих дого­воров и соглашений. Кроме упомянутой Парижской кон­венции по охране промыш­ленной собственности, при заключении лицензионных соглашений международные компании пользуются право­выми положениями Мадрид­ского соглашения о междуна­родной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. К этой группе нормативных актов эксперты относят также Ниццкое соглашение о Меж­дународной классификации изделий и услуг для регист­рации знаков.

Согласно Закону Украи­ны "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" заяви­тель, подав заявку о регист­рации товарного знака, пре­вентивно вступает во владе­ние правами на него и, сле­довательно, может полно­стью реализовывать свои права в административном порядке. Например, переда­вать право на использование товарного знака другому ли­цу на договорных условиях или продавать лицензию на использования торговой марки. При этом следует от­метить, что существуют раз­личные формы договоров. Например, договор о пере­уступке прав — это документ, в соответствии с которым другому лицу передаются абсолютно все права на то­варный знак.

Существует лицензионный договор (соглашение), кото­рый, в свою очередь, может быть исключительным и не­исключительным:

Договор, согласно которому права на торговый знак(марку) передаются частично, например, на определенный срок, является неисключительным.

Договор с исключительной лицензией предусматривает передачу всех прав на товарный знак, но только на ограниченный промежуток времени.

Лицензионный договор на использование товарного знака (марки) может быть за­ключен на любой стадии и должен быть обязательно за­регистрирован. Существуют шаблоны формы лицензион­ного соглашения, однако они не являются обязательными, их невозможно регламенти­ровать заранее. Нормы взаи­моотношений между двумя сторонами (какие делегиру­ются права, обязанности, требования) определяются только в процессе перегово­ров. Достигнутые соглашения в обязательном порядке должны быть отражены в за­ключаемом лицензионном договоре. Владелец товарно­го знака, считающий, что его права нарушены, может обра­титься в Антимонопольный комитет с ходатайством об изъятии товаров с нанесен­ным товарным знаком как у производителя, так и у про­давца.

Лицензии помогут Украине

Многие страны с переход­ной экономикой сумели при­влечь значительные инвести­ции, используя механизм ли­цензионных соглашений, по­скольку это самый удобный способ передачи новых тех­нологий. К примеру, сегодня лицензионные соглашения в Испании действуют во всех сферах производства, позво­ляя многим испанским пред­приятиям работать успешно, производя конкурентоспо­собную и известную на миро­вых рынках продукцию.

В Украине сегодня также имеется немало фирм, рабо­тающих по лицензионным со­глашениям, начиная от ком­пании "Кока-Кола" и заканчи­вая компаниями по ремонту и сборке автомобилей.

Смысл и значение лицен­зионных соглашений нераз­рывно связаны с коммерчес­кими интересами участников. Но не так давно лицензион­ные продукты на рынке Укра­ины вообще не воспринима­лись потребителем как товар. В то же время правовое регу­лирование вопроса лицензи­онных соглашений в развитых странах выглядит не так про­сто, как у нас. Оно обусловле­но, прежде всего, длительной внутригосударственной исто­рией развития правового ре­гулирования лицензионных соглашений. К тому же Евро­пейское Сообщество сравни­тельно недавно опять присту­пило к разработке дополни­тельного правового регули­рования лицензионных дого­воров и сейчас пытается пу­тем принятия ряда директив обязать каждое из государств ЕС привести их внутреннее законодательство по этому вопросу в соответствие с об­щеевропейскими нормами.

СУЩЕСТВУЮТ три вида контрактов (лицензионных соглашений):

- контракт на патент, по которому лицензиар предоставляет лицензиату право пользования
собственным патентом;

- контракт на право использования торговой марки;

- контракт по передаче лицензионного права.

Наибольшее количество прав предоставляется по третьему контракту, но от лицензиата требуется производить товар такого же высокого качества, как и товар "материнской" фирмы