- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Лицензионное соглашение коммерческий интерес
Отечественные компании в последнее время стали все чаще прибегать к заключению лицензионных соглашений. Этот вид договоров, как свидетельствует мировой опыт, является наиболее удачным способом передачи новых технологий, внедрения в производство товаров известных торговых марок, использования авторских прав, привлечения инвесторов к разработке новых месторождений полезных ископаемых и многое другое. Вместе с тем, для эффективности лицензионных соглашений нужно иметь четкое законодательство по регулированию использования объектов интеллектуальной собственности
Компания "Альфа-Эко", контролирующая Торговый дом потомков П. А. Смирнова и водочную марку "Смирновъ", недавно подписала лицензионное соглашение о розливе своей водки на отечественном Немировском ликероводочном заводе, производящем популярную в Украине и за ее пределами водку Nemiroff.
Вместе с тем, идею выпуска водки "Смирновъ" в Украине пока не поддерживает владелец другой марки Smirnoff — компания Guinness-UDV. Эта компания уверена, что сможет через уд приостановить развитие конкурирующего проекта. В компании Guinness-UDV, владеющей правами на производство водки Smirnoff, к новому ходу своих конкурентов относятся спокойно. "Хотят они деньги потерять — пусть занимаются Украиной. Мы там успешно опротестовали регистрацию ряда марок Торгового дома, — заявил директор по внешним связям Guinness-UDV Дмитрий Андроненко. — Если так и дальше дела пойдут, марки "Смирновъ" вообще в Украине не будет". Но здесь следует подчеркнуть, что "Смирновъ" и Smirnoff — это различные торговые марки, поэтому заявление представителя компании Guinness-UDV — только его личное пожелание.
Лицензионный договор между "Альфа-Эко" и компанией Nemiroff подписан сроком на 15 лет и предоставляет последней права на производство и продажу водки "Смирновъ" на территории Украины и Молдавии. Как отметил в интервью российским "Ведомостям" президент компании Nemiroff Яков Грибов, "переговоры были жесткими, однако большой срок действия лицензионного договора делает для нас "Смирновъ" стратегическим продуктом, который имеет смысл развивать и продвигать всерьез". Согласно договору Nemiroff будет выплачивать "Альфа-Эко" роялти с каждой произведенной бутылки водки. Размер платежей стороны не разглашают. В принципе это соответствует общемировой практике использования таких лицензионных соглашений.
Напомним, что ранее бывший совладелец Торгового дома Борис Смирнов тоже пытался наладить розлив своей водки в Украине, для чего был заключен договор с Харьковским ликероводочным заводом, но по этому договору было произведено всего около 50 000 бутылок водки. А компания Nemiroff рассчитывает начать производство с объема 200 000 бутылок в месяц.
Впрочем, "Альфа-Эко" и ее украинский партнер не видят никакой угрозы со стороны иностранцев. "Разумеется, прежде чем заключать договор, наши юристы тщательно изучили ситуацию с товарными знаками, — заявил Яков Грибов. — Мы считаем, что производство "Смирновъ" в Украине — проект долгосрочный и перспективный".
Защита торговой марки
В мировой практике использование на упаковке надписей, содержащих фирменное наименование или товарный знак, принадлежащие другому производителю, может быть правомерным только в случае заключения лицензионного соглашения. Но практическое решение данного вопроса даже в странах с рыночной экономикой является сложным из-за частых конфликтов интересов изготовителей и компаний, чье фирменное наименование, товарный знак или торговую марку используют.
Конфликт интересов состоит в том, что изготовители заинтересованы использовать известные фирменные наименования для повышения спроса на свой товар. А компании-владельцы торговых марок в таких случаях рискуют своим именем и репутацией, так как не могут полностью гарантировать качество произведенной продукции. Вместе с тем, в мире уже существуют устоявшиеся правовые нормы защиты владельцев торговых марок или знаков.
Так, правовое регулирование этого вопроса осуществляется в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Конвенция предусматривает, что фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Ни одно лицо, кроме того, которому принадлежит такое право, не может использовать фирменное наименование, не имея на это соответствующего разрешения (лицензии). Следует отметить, что законодательство Украины в этой сфере соответствует международным правилам. В частности Закон "О защите от недобросовестной конкуренции" от 7 июня 1996 г. предотвращает возможность использования фирменных наименований, товарных знаков для введения в заблуждение потребителей относительно истинного производителя товаров (работ, услуг). А все вопросы, связанные с регистрацией и защитой товарных знаков, оговорены в Законе "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15 декабря 1993 года.
Существуют также другие международные договоры и соглашения, устанавливающие общие международные законодательные нормы по обеспечению защиты товарного знака на территории стран — участниц этих договоров и соглашений. Кроме упомянутой Парижской конвенции по охране промышленной собственности, при заключении лицензионных соглашений международные компании пользуются правовыми положениями Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. К этой группе нормативных актов эксперты относят также Ниццкое соглашение о Международной классификации изделий и услуг для регистрации знаков.
Согласно Закону Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" заявитель, подав заявку о регистрации товарного знака, превентивно вступает во владение правами на него и, следовательно, может полностью реализовывать свои права в административном порядке. Например, передавать право на использование товарного знака другому лицу на договорных условиях или продавать лицензию на использования торговой марки. При этом следует отметить, что существуют различные формы договоров. Например, договор о переуступке прав — это документ, в соответствии с которым другому лицу передаются абсолютно все права на товарный знак.
Существует лицензионный договор (соглашение), который, в свою очередь, может быть исключительным и неисключительным:
• Договор, согласно которому права на торговый знак(марку) передаются частично, например, на определенный срок, является неисключительным.
• Договор с исключительной лицензией предусматривает передачу всех прав на товарный знак, но только на ограниченный промежуток времени.
Лицензионный договор на использование товарного знака (марки) может быть заключен на любой стадии и должен быть обязательно зарегистрирован. Существуют шаблоны формы лицензионного соглашения, однако они не являются обязательными, их невозможно регламентировать заранее. Нормы взаимоотношений между двумя сторонами (какие делегируются права, обязанности, требования) определяются только в процессе переговоров. Достигнутые соглашения в обязательном порядке должны быть отражены в заключаемом лицензионном договоре. Владелец товарного знака, считающий, что его права нарушены, может обратиться в Антимонопольный комитет с ходатайством об изъятии товаров с нанесенным товарным знаком как у производителя, так и у продавца.
Лицензии помогут Украине
Многие страны с переходной экономикой сумели привлечь значительные инвестиции, используя механизм лицензионных соглашений, поскольку это самый удобный способ передачи новых технологий. К примеру, сегодня лицензионные соглашения в Испании действуют во всех сферах производства, позволяя многим испанским предприятиям работать успешно, производя конкурентоспособную и известную на мировых рынках продукцию.
В Украине сегодня также имеется немало фирм, работающих по лицензионным соглашениям, начиная от компании "Кока-Кола" и заканчивая компаниями по ремонту и сборке автомобилей.
Смысл и значение лицензионных соглашений неразрывно связаны с коммерческими интересами участников. Но не так давно лицензионные продукты на рынке Украины вообще не воспринимались потребителем как товар. В то же время правовое регулирование вопроса лицензионных соглашений в развитых странах выглядит не так просто, как у нас. Оно обусловлено, прежде всего, длительной внутригосударственной историей развития правового регулирования лицензионных соглашений. К тому же Европейское Сообщество сравнительно недавно опять приступило к разработке дополнительного правового регулирования лицензионных договоров и сейчас пытается путем принятия ряда директив обязать каждое из государств ЕС привести их внутреннее законодательство по этому вопросу в соответствие с общеевропейскими нормами.
СУЩЕСТВУЮТ три вида контрактов (лицензионных соглашений):
- контракт на патент, по которому лицензиар предоставляет лицензиату право пользования
собственным патентом;
- контракт на право использования торговой марки;
- контракт по передаче лицензионного права.
Наибольшее количество прав предоставляется по третьему контракту, но от лицензиата требуется производить товар такого же высокого качества, как и товар "материнской" фирмы