- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Марочное пиратство", или Бизнес Зуйкова
Торговля зарегистрированными торговыми марками, знаками, фирменными наименованиями отдельным предприимчивым людям приносит сегодня деньги, несмотря на контроль со стороны государства за этим процессом. И, как показывает опыт России, эта практика со временем может появиться и в Украине
По сообщению российских информагентств, апелляционная палата "Роспатента" начала рассматривать иск об аннулировании регистрации товарного знака "Длянос", принадлежащего швейцарской компании Novartis. Исход этого дела важен не только для самой компании, продающей медикаменты в России (швейцарские фармацевты на продаже препарата от насморка "Длянос" делают 10% торгового оборота). С еще большим нетерпением ждет результата сам истец — Сергей Зуйков. Этот человек хорошо известен в кругу российских патентоведов, и его часто обвиняют в "марочном пиратстве". Вместе с тем, он же своим иском пытается доказать, что "Роспатент" сам нарушает закон.
По разным источникам, на фирмы, принадлежащие Сергею Зуйкову, — "Сигма", "Акорус" и другие — зарегистрировано более 2000 товарных знаков, принадлежащих за рубежом ведущим мировым корпорациям. В России за уступку прав на них предпринимателю платили Audi, Bridgestone и другие. Но с начала лета этого года "Роспатент" резко ограничил выдачу свидетельств на регистрацию товарных знаков, написанных латиницей, а именно на этом строился бизнес Зуйкова. Чтобы доказать, что "Сигма" и "Акорус" действуют только по закону, а с соблюдением последнего не всегда все в порядке у "Роспатента", Зуйков и начал дело "Длянос".
Российское патентное ведомство зарегистрировало торговую марку "Длянос" на компанию Novartis в 1996 г. По словам главы представительства Novartis Consumer Health Дионисиоса Бузоса, за счет продаж капель формируется 10% оборота фирмы в России. Маркетинговое агентство "Фармэксперт" оценивает объем продаж препарата в 2000 г. в $2,245 млн.
Но, по мнению Зуйкова, регистрируя "Длянос", "Роспатент" нарушил статью 6 закона о товарных знаках: название препарата указывает на способ его употребления, что законом запрещено. Для подтверждения своей позиции коммерсант даже представил исследования ВЦИОМ, где утверждается, что 62% из 600 опрошенных в трех городах страны воспринимают название капель от насморка как руководство к приприменению. Кроме того, лишь 3,5% опрошенных ВЦИОМ потребителей ассоциируют название препарата с Novartis, что говорит, по мнению Зуйкова, о неприобретенной различительной способности марки.
Зуйков предоставил письма отечественных производителей, где утверждалось, что препарат, благодаря своему названию, не только вводит потребителей в заблуждение, но и ущемляет права других производителей.
Одно из писем было подписано юристом фармацевтической компании "Брынцалов А". "Люди находятся в плену этого названия, а молодые работники аптек, которые плохо ориентируются в названиях препаратов, рекомендуют "Длянос" в первую очередь", — говорит начальник юридического отдела фармкомпании Святослав Санковский.
Представитель Novartis Валерий Герман полагает, что название "Длянос" фантазийно. Зуйкову не удастся доказать обратное, а неблагоприятные для Novartis заявления он "выбил" у конкурентов.
В январе фирма Зуйкова подала заявки на регистрацию ряда абсурдных названий для медицинских препаратов, среди которых "Дляспин", "Дляног" и "Дляпоп". Зуйков надеется, если к тому времени "Роспатент" и сумеет доказать свою правоту в отношении марки "Длянос", формальных претензий для отказа в регистрации названий этих медпрепаратов у патентного ведомства не будет.
Сергей Зуйков может использовать, в соответствии с российским законодательством, новые марки сам или передать какой-нибудь отечественной фармацевтической компании.