- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Масса альтернатив
Природа часто выпадает из поля зрения бизнесмена, и тот от такого невнимания только теряет, уверен Паван Сухдев, один из руководителей Deutsche Bank, который уже 15 лет совмещает работу финансиста с работой эколога. Паван Сухдев — глава Совета Всемирного экономического форума по биоразнообразию, советник "Большой восьмерки" по экологии, а с 2008 года — один из руководителей Инициативы ООН по "зеленой" экономике (Green Economy Initiative — GEI). "Рынок помогает нам оценивать товары и услуги, которые уже торгуются, — автомобили, лошадей, членство в различных клубах. Мы ценим эти вещи и не будем сознательно портить их, ведь это — частная собственность, — говорит он. — Но где найти рынок, чтобы купить или продать чистый воздух, свежую воду, закон и порядок?"
Похоже, над этим вопросом уже всерьез задумались многие бизнесмены. Когда в декабре 2011 года переговоры по новому климатическому соглашению в Дурбане провалились, мир застыл в ожидании, что будет дальше с "зеленым" бизнесом, толчком для которого в свое время стало Киотское соглашение. Но инвесторы готовы двигаться вперед и без государства. По подсчетам исследовательской компании Ethical Markets Media, суммарный объем частных инвестиций в "зеленую" экономику составляет $3,3 трлн., причем $0,9 трлн. были направлены в прошлом году.
Переворот в сознании
Правительства, как и раньше, — один из ключевых двигателей для "зеленых" проектов по всему миру. С 2005 по 2010 год число государств, которые начали стимулировать "зеленые" инвестиции, по подсчетам МВФ, удвоилось — с 55 до 100.
США остаются лидером по госфинансированию "зеленых" проектов и R&D — в прошлом году они потратили на них $48,1 млрд. Но развивающийся мир впервые вложил в "зеленые" проекты больше средств, чем развитые страны. Официальный КНР лишь в "зеленую" энергетику вложил $45,5 млрд. Индия перевыполнила свой собственный пятилетний план развития альтернативной энергетики — увеличила объем производства возобновляемой энергии на 14,2 ГВт вместо запланированных 12,4 ГВт, только в прошлом году потратив на это $10,2 млрд. Индонезия нарастила инвестиции в 6 раз — до рекордных для себя $1 млрд.
У зависимости от господдержки есть свои преимущества и недостатки. Когда в начале нынешнего года правительства ЕС и США решили урезать финансирование "зеленых" проектов, частные инвестиции в них сразу же сократились — на 28% по результатам первого квартала.
Но все-таки в сознании бизнеса произошел долгожданный переворот. Частные инвесторы начали вкладывать в экологические проекты вне зависимости от того, стимулирует их правительство или нет. Уже сейчас на "зеленые" инвестиции приходится 11% всех активов, которые находятся под управлением фондов по всему миру, и эта цифра все время растет.
Самые модные
В марте 2012 года исследовательский центр Bloomberg New Energy Finance впервые опубликовал небольшой рейтинг "Новых энергетических пионеров". Рейтинг, в котором всего одна номинация и 10 участников, но зато каких! В него вошли компании, чьи разработки могут перевернуть рынок чистой энергии.
Например, электрогенетический биореактор EBR израильской компании Emefcy. Он очищает грязную воду и при этом не расходует электроэнергию, а наоборот, производит ее. Микробная технология другой компании — новозеландской Lanzatech — превращает парниковые газы в топливо. Немецкая Va-Q-Tec производит материалы для вакуумной изоляции, эффект от которых в 10 раз больше, чем от их обычных аналогов.
Свою мини-революцию на "зеленом" рынке устроили не только они. Другой многообещающий сектор — интеллектуальные энергосистемы. В них традиционные технологии (к примеру, электрические сети) управляются специальным програм-мным обеспечением. Это снижает неэффективное использование энергии и позволяет централизовать или, напротив, сделать полностью автономной систему энергообеспечения.
Но инвесторы пока больше верят более понятным для них проектам по производству возобновляемой энергии, особенно из ветра и солнца. По подсчетам Bloomberg New Energy Finance (BNEF), суммарный объем инвестиций, вложенных в возобновляемые источники с начала мониторинга этой отрасли в 2004 году в мире и до декабря 2011 года, составил $1 трлн. Объем ежегодных вложений в отрасль за это время вырос в пять раз — с $52 млрд. до $243 млрд.
Такие большие траты на возобновляемую энергию даже создали свой пузырь — "зеленый". Из-за бума на строительство мощностей солнечной и ветровой энергии сейчас их количество превышает спрос. В результате средние цены на ветряное оборудование в мире во второй половине 2011 года упали на 4%, а количество новых мощностей сократилось впервые с 2004 года. Цены на солнечные модули, из которых делают солнечные батареи, за тот же год снизились почти на 50%.
Но в светлом будущем чистой энергетики все равно мало кто сомневается. Падение цен на ветровые турбины делает их более конкурентоспособными по сравнению с нефтью и газом. Согласно анализу BNEF, энергия, сгенерированная на самых современных ветряных фермах, может стоить столько же, сколько и энергия, полученная при помощи сжигания угля — 6,5 американского цента за киловатт. То есть быть конкурентной даже без госсубсидий (хотя в большинстве стран отрасль по-прежнему субсидируется). Не случайно бизнес продолжает вкладывать в энергию ветра и во время спада. К примеру, в середине февраля немецкий пенсионный фонд APG заявил, что вложит $1 млрд. в ветряную ферму в Мехико.
То же — и с солнечной энергетикой. Даже несмотря на неспокойный в экономике год, по данным BNEF, эта индустрия в прошлом году выросла на 36%, составив $136,6 млрд. Принятое в марте правительством Японии решение обещает дать новый толчок для развития отрасли. После аварии на АЭС в Фукусиме Токио пытается снизить зависимость от ядерной энергетики, поэтому в марте 2012 года японское правительство ввело специальные льготы для развития солнечной и ветровой энергетики.
Природные облигации
Вы пользуетесь Facebook, чтобы знать, чем занимаются и что читают ваши друзья? Скоро вы сможете делать это, чтобы знать, сколько они потребляют электроэнергии. Третьего апреля Facebook вместе с компанией Opower и Национальным советом США по защите ресурсов (Natural Resources Defense Council — NRDC) презентовал проект приложения по социальной энергии (social energy app). В рамках приложения можно будет загружать в FB отчет об энергопотреблении вашего дома, предлагать друзьям делать то же самое и вместе наблюдать за динамикой вашего потребления, а заодно советоваться, как можно его снизить.
Американские экологи в восторге: нехитрый способ такого самоконтроля, верят они, обеспечит прорыв в энергоэффективности американских зданий. По подсчетам NRDC, подобный контроль может принести до $700 млрд. экономии на потреблении энергии.
Энергоэффективность — еще одно направление, которое у инвесторов на слуху. Сейчас в большинстве стран на здания приходится в среднем 40% энергопотребления. К 2050 году эта цифра может возрасти до 60%. Это больше энергии, чем потребляет транспорт или промышленность. Поэтому, по прогнозам Всемирного фонда дикой природы (WWF) и консалтинговой компании ECOFYS, к середине столетия энергоэффективность и использование "умных" зданий будут основной целью "зеленой" политики многих стран. На этом ежегодно мир сможет экономить более $6 трлн.
Паван Сухдев смотрит на "зеленую" экономику шире. Банкир, как и другие авторы недавнего доклада ООН Green Economy Report (GER), считают, что она включает и такие пока чуждые для украинцев виды деятельности, как коммерческое выращивание лесов и "зеленый" агробизнес.
Даже во время кризиса 2008-2009 годов цены на продукты питания продемонстрировали один из лучших результатов, ведь вне зависимости от кризиса многомиллиардное население Китая, Индии и других азиатских и латиноамериканских стран не стало меньше есть. Один из гуру Уолл-стрит инвестор Джим Роджерс еще в 2009 году заявил, что через пару десятилетий на Lamborghini будут ездить не банкиры, а фермеры, и в том же году купил земли в Бразилии и фермы в Канаде. В консалтинговой компании Global Green Capacity считают, что мир — в самом начале пути "бычьего" тренда на акции продуктовых компаний, который продлится по крайней мере следующие два десятка лет.
Чтобы ресурсы планеты смогли и дальше удовлетворять этот спрос, эксперты ООН предлагают инвестировать в сельское хозяйство также "по-зеленому". То есть инвестировать в качество складов, системы логистики и научные разработки, которые позволят увеличить экономическую отдачу бизнеса, используя для этого меньше воды, энергоресурсов, химических удобрений и т.д. Сейчас до 50% продуктов питания, изготавливаемых в мире, не доходят до своего покупателя.
По подсчетам GER, чтобы "озеленить" мировой агробизнес, вложения в него до 2050 года ежегодно должны составлять $198 млрд. Но добавленная стоимость в отрасли вырастет на 9%.
Похожий эко-подход предлагается и для производства леса. "Древесина — такие себе долгосрочные природные облигации, только обезопасенные от инфляции или снижения цен", — говорится в исследовании Global Green Capacity. Как подсчитали в этой компании, за последние 40 лет мировой спрос на твердый лес вырос в 25 раз. В последние 30 лет стоимость древесины была в среднем на 15% выше стоимости акций, облигаций и другого сырья.
В ноябре 2011 года один из "лесных фондов", Global Forestry Capital заявил, что расширит действие своего специального механизма по инвестированию в лес на жителей Европы, Южной Америки и Великобритании, пообещав возврат на акцию в размере 8-10% в год — амбициозная цифра для этой отрасли. Причина — повышенный спрос на такие вложения по всему миру. Но поскольку сейчас лишь 13% земли покрыто лесами, а их вырубка становится нелегальной во многих странах, спрос и стоимость леса и в будущем будет только расти.
Солнечный след
Частные инвестиции в выращивание леса в Украине — пока такая же диковинка, как и строительство "умных" зданий. "Зеленая" экономика и наша страна часто идут параллельными путями. Но некоторые мировые тренды все же заметны и у нас.
В прошлом году рынок возобновляемых источников энергии в Украине начал стремительно набирать обороты. Правда, если в мире основной акцент делается на ветро-энергетику, в Украине больше "верят" в энергию солнца.
Только в 2011 году солнечная энергетика в нашей стране поглотила более 600 млн. евро вложений, говорит Оксана Горилей, директор Eastern Consulting Group, которая создала отраслевую ассоциацию в сфере альтернативной энергетики. Установленные мощности составили 0,185 ГВт — это в 74 раза выше уровня 2010 года. И хотя суммарно доля альтернативных источников составляет пока 0,9%, но и этот показатель является колоссальным рывком: по итогам 2010-го, говорит Горилей, цифра вообще была нематериальной.