Медиация как способ европеизации страны

Медиация как альтернатива решению споров в судебной форме обсуждается в деловых кругах Украины уже давно, причем в последнее время дискуссии по ее имплементации стали активнее.


Медиация напоминает деловые переговоры, предмет которых — достижение консенсуса между деловыми партнерами. Именно поэтому представителям бизнеса импонирует такой способ решения споров. Ведь они постоянно сталкиваются с необходимостью договариваться, выстраивая свой бизнес.

Пример успешного введения медиации — опыт Германии, где эта процедура является частью судебного процесса и начинается сразу после поступления иска в суд. Медиатором выступает профессиональный судья. Институт медиации доказал свою действенность также в Великобритании: около 80% коммерческих споров решаются с ее помощью в течение одного дня.

Весомые преимущества медиации — ее гибкость, конфиденциальность, возможность сохранить партнерские отношения в будущем. Все эти факторы позволяют экономить материальные и нематериальные ресурсы компании. Кроме того, медиатор создает такие условия для сторон, которые удовлетворяют потребности каждой, что не только полностью устраняет конфликт, но и содействует налаживанию отношений и дальнейшему сотрудничеству.

Проблема введения этой процедуры в Украине лежит в административной плоскости, если вести речь о спорах с участием органа государственной власти. Если учесть, что одним из принципов медиации является инициативность сторон, то сложно представить себе в нынешних реалиях, чтобы орган власти проявил такую инициативу и предложил решить спор с помощью процедуры медиации. Согласно Закону "О государственной службе", госслужащие действуют исключительно в рамках своих полномочий и в соответствии с Конституцией и законодательством Украины. То есть госслужащий ограничен в принятии решений на собственное усмотрение и обязан действовать только в рамках, установленных законом.

Если же говорить о спорах, в которых сторонами выступают субъекты хозяйственной деятельности, то тут медиация может стать более уместным и эффективным инструментом решения споров. В медиации, в отличие от судебного процесса, нет вердиктов, а есть взаимовыгодные решения, которые принимаются сторонами самостоятельно с использованием гибких, неформализированных правил. Если учесть коррумпированность, бюрократизм и непрозрачность процедуры принятия судебных решений в Украине, а также недоверие бизнес-сообщества к украинской судебной системе вообще, шансы медиации на распространение и более активное использование в украинской бизнес-среде значительно увеличиваются. Основными барьерами для введения медиации являются ее законодательная неопределенность и недостаток профессиональных медиаторов, которые могли бы оказывать услуги на высоком уровне.

Главное для бизнес-сообщества — это возможность решать споры и конфликты независимо от того, кто выступает второй стороной — государственный орган, субъект хозяйственной деятельности или физическое лицо, прозрачным, правовым и некоррумпированным способом. Именно поэтому в первую очередь следует обратить внимание на недостатки судебной системы, а медиация может стать действенным и эффективным вспомогательным средством.

Материал опубликован на "Киевстар-бизнес" дайджесте