- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Место под солнцем
Дежавю. Ситуация один в один повторяет эпоху великих географических открытий и завоеваний. Все те же "страны-первооткрыватели" — все те же регионы. С небольшой лишь разницей: сегодня к западным банкам присоединились и китайцы. Все они стремятся в быстрорастущую Африку, однако найти эффективную стратегию на континенте не так уж просто. Когда самый дорогой банк мира — ICBC — заплатил в 2007 году $5,5 млрд. за 20% акций Standard Bank, банкиры во всех уголках планеты затаили дыхание и навострили уши. Сделка с крупнейшим южноафриканским финучреждением показала, что Африка больше не диковинка, а потенциально богатый источник дохода. Несмотря на кризис, тренд остается неизменным.
"Сейчас все смотрят на Африку", — признается Жако Мари, глава Standard Bank. В январе 2010 года Bank of China подписал соглашение с Ecobank, работающим в 35 африканских странах. Сотрудничество предполагает открытие нескольких представительств Bank of China в Африке для обслуживания китайско-африканских торговых отношений и инвестиционных потоков из КНР. В августе 2010 года бразильский Bradesco и контролируемый государством Banco do Brasil совместно с работающим в Анголе португальским Banco Espirito Santo (BES) объявили о создании в Африке новой холдинговой структуры. Если бы не кадровые изменения в HSBC, произошедшие как раз во время переговоров о приобретении 52% акций южноафриканского банка Nedbank, в начале 2011 года британский банк мог бы значительно расширить свою географию, обслуживая торговые потоки между Африкой и Европой. Уильям Миллз, курирующий деятельность Citibank в Африке, Европе и на Ближнем Востоке, говорит, что континент становится "все более и более конкурентным".
Кризис в еврозоне заставил и западные банки внимательно присмотреться к быстрорастущей Африке. В конце 2011-го JPMorgan впервые начал оказывать клиринговые услуги в валюте ЮАР, а теперь готовится к получению разрешения от властей Нигерии на открытие дочернего банка. В 2012-м банк также собирается открыть представительства в Кении и Гане. "Если мы инвестируем сейчас, то будем пожинать щедрые плоды в Африке, будь это через пять, десять или двадцать лет", — уверяет Джон Култер, курирующий JPMorgan в Африке южнее Сахары.
Credit Suisse, следуя тренду, в январе 2011 года открыл дочерний банк в ЮАР. Это первая самостоятельная структура швейцарцев. Британский Barclays перенес свой головной африканский офис из Дубая в Йоханнесбург. Банк еще в 2005 году заплатил 2,9 млрд. фунтов за 56%-ную долю в банке Absa, однако впоследствии неоднократно подвергался критике за то, что уделяет недостаточно внимания бизнесу на континенте. С недавних пор Боб Даймонд, генеральный директор Barclays, кардинально пересмотрел свой подход к Африке, причислив ее к стратегическим направлениям бизнеса группы.
Тектонические сдвиги в сторону Черного континента объясняются стагнацией развитых экономик и привлекательностью богатых ресурсами, но неразвитых африканских стран с населением в 1 млрд. человек. По расчетам МВФ, рост экономик в африканских странах к югу от Сахары в 2011 году составил 5,2%, а в 2012-м прогнозируется на уровне 5,8%. "Сегодня Африка — серьезное направление для инвестиций западных компаний", — констатирует Култер. По подсчетам JPMorgan, около 35 стратегических клиентов банка из ста уже ведут бизнес в Африке.
Активен на континенте и Китай. Государственный Export-Import Bank of China, продвигающий китайскую торговлю и инвестиции, использует все свои возможности. По словам Деборы Бройтигем из Американского университета Вашингтона, в Африке (включая северную ее часть) банк владеет кредитным портфелем в размере $20 млрд. Тогда как кредитный портфель частных западных банков составляет $50 млрд.
Прельщает и прибыльность местных и иностранных банков, работающих в африканских странах. В 2010 году она составила около $19 млрд., причем на страны Африки южнее Сахары пришлось $13 млрд. Это равносильно сумме прибыли западных компаний, которые они заработали в Индии или Китае.
В поисках стратегии
В регионе присутствуют два вида финучреждений. Первые — крупные местные банки, такие как Standard Bank или Ecobank. Вторые — глобальные финучреждения, работающие в регионах с историческими связями. Societe Generale — во франкоязычной Западной Африке, Barclays и Standard Chartered в англоязычных странах, португальские банки в Анголе и Мозамбике. Особняком стоит лишь Citigroup, строящий сеть с 1960-х годов и присутствующий в 12 странах.
Западные банки традиционно обслуживают богатых клиентов, государственные органы, а также средний и крупный бизнес. Финучреждения обычно собирают больше депозитов, чем предоставляют кредитов, а это значит, что избыточная ликвидность поглощается правительствами и центробанками. Директор розничной сети Societe Generale Жан-Луи Матеи признается, что по-прежнему хотел бы иметь больше отделений, но отмечает: "Мы должны быть реалистами, а не оптимистами". Он планирует нарастить сеть еще 100 отделениями в южной Африке к существующим 300 и уменьшить расходы за счет экономии на строительстве офисов. Многие финучреждения еще не определились с тактикой "захвата" рынков.
Одной из выигрышных стратегий финансисты называют ставку на сырьевую экономику. К примеру, банки Португалии повторно пришли в Анголу после гражданской войны и успешно пользуются богатыми месторождениями нефти. BES, BPI и Millennium BCP вместе владеют лишь 170 офисами в Анголе, но заработали $440 млн. прибыли. Педро Омем, директор BES, признается, что хотя пул частных клиентов банка ограничен, его кредитный портфель достаточно диверсифицирован. "Правительство страны не в восторге от того, что, в частности, португальцам достаются трофеи, поэтому все три банка должны гарантировать государству, что как минимум 49% их операций проводятся местными компаниями", — говорит он.
Другие банки решили сосредоточиться на предоставлении нишевых услуг. Китайские фирмы, строящие аэропорты, дороги и электростанции в африканских странах, — очень востребованные клиенты. В частности, Standard Bank открыл офис с 40 сотрудниками, расположив его напротив штаб-квартиры ICBC в Пекине. Так южноафриканцы переманивают клиентов китайского банка. Пока что финансовые показатели такого "сотрудничества" не оправдывают ожиданий менеджеров. Но эта тактика помогла создать узнаваемый бренд в Поднебесной: Standard Bank воспринимается не иначе как "Африканский горнодобывающий банк".
Многие африканцы завидуют стратегии Standard Bank, но сомневаются в эффективности альянсов с китайцами. Банкиры не упускают возможности использовать подход "сетевого банкинга", извлекая выгоду из инвестиций в инфраструктурные проекты и природные ресурсы. С одной стороны, для Африки это разочарование: банки не станут активно кредитовать население, пока богатство не начнет просачиваться вниз, в народные массы. А с другой — комплимент: глобальные банки стали воспринимать Африку всерьез.