- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Миллионеры, назначенные государством
В последнее время все чаще говорится о том, что ненадлежащий уровень корпоративного управления в Украине становится тормозом на пути развития отечественной экономики, остро нуждающейся в дополнительных финансовых ресурсах. Причем этот фактор называется причиной низкого рейтинга страны по оценкам международных агентств, препятствием на пути привлечения серьезных инвесторов
Генеральный директор ИК "ТЕКТ" Вадим Гриб
Но возможно ли привлечь инвестора, не создав для него комфортных условий? К основным факторам комфортности следует отнести открытость, прозрачность деятельности предприятия, в которое делаются инвестиции. Только получая достоверную информацию и сравнивая ее с показателями аналогичных предприятий отрасли, инвестор может оценить уровень корпоративного управления и перспективы развития данного предприятия. А это, в свою очередь, позволит ему спрогнозировать ориентировочный уровень дохода от своих инвестиций.
Как известно, западный менеджмент и акционеры стараются максимально полно показать результаты своей деятельности, чтобы увеличить уровень капитализации своих предприятий, иногда даже завышая показатели. Время от времени это становится причиной громких скандалов. Происходит так потому, что доход менеджмента напрямую связан с ростом стоимости акций компании, котирующихся на бирже. Таким образом, рынок оценивает эффективность работы управленцев.
В наших условиях все происходит наоборот — менеджеры пытаются максимально "спрятать" денежные потоки, занизить показатели, а прибыль они научились делить между собой без участия акционеров. И прозрачность им не нужна, так как она будет серьезно бить по их личному карману.
Но инвестор практически всегда пойдет туда, где есть открытость и прозрачность. Ведь в публичной компании его капитал будет застрахован некими общепринятыми правилами игры, которые и составляют понятие "наилучшие принципы корпоративного управления".
Депутаты, правительство и Фонд государственного имущества Украины неоднократно пытались вывести критерии эффективности работы менеджера. Разрабатывались различные методики, но объективной оценки их деятельности по-прежнему нет.
На мой взгляд, одним из самых существенных показателей качества управления могла бы стать оценка уровня фондовой капитализации предприятия. Если курс акций растет, дивиденды выплачиваются, корпоративное управление находится на высоком уровне, значит, на предприятии хороший менеджмент. Если наблюдаются обратные процессы, то управление неэффективно и банкротство такого предприятия или распродажа его активов — лишь вопрос времени. Поэтому менеджеры, как никто другой, должны быть заинтересованы в публичной оценке их деятельности путем котировки ценных бумаг их предприятия на организованном фондовом рынке.
В силу описанных выше причин большинство предприятий в Украине не оценены с точки зрения бизнеса. Покажем это на примере холдинговой компании "Киевгорстрой" ("КГС"), акции которой мы покупаем в течение последнего года.
Можно говорить о том, что "КГС" — ведущая строительная компания Киева, успешно осваивающая региональные рынки и имеющая амбициозные планы в отношении строительства в российской столице. Более 700 тыс. кв. м жилья в Киеве построено за 2002 год, а в следующем году намечено взять миллионный рубеж. Но если попытаться оценить деятельность менеджмента с точки зрения корпоративного управления, то картина получится не столь радужная.
Все предприятия "Киевгорстроя" вместе взятые, согласно обнародованной отчетности, заработали за 2002 год аж $8 млн. прибыли, хотя в действительности заработок должен быть, как минимум, на порядок выше. Российский деловой еженедельник "Эксперт" обнародовал следующие цифры: "Планируемый объем строительства жилья — около 700 тыс.кв.м. Средняя себестоимость одного квадратного метра жилья в районах массовой застройки — не выше $200. Средняя цена одного квадратного метра жилья в Киеве составляет: на массивах $300 — 380, в центре —$700 — 1700. Реальную прибыль холдинга в 2003 году можно оценить не менее чем в $70 млн". Впрочем, эти данные несколько устарели. По оценкам киевских риэлторов ( https://realt.ua), минимальная стоимость одного квадратного метра жилья в Киеве на конец августа составляла $400 при росте себестоимости не выше 15%. Таким образом, приведенную цифру можно смело увеличить до $119 млн.
Сопоставление этих цифр в значительной степени позволяет ответить на вопрос об эффективности работы менеджмента "КГС". (А что касается версии о рентабельности в 4%, то она вызывает сомнение как таковая: сегодня хлебопекарное производство сворачивается при рентабельности в 4 — 5%, а холдинговая компания никак не выглядит умирающей).
Есть и другая сторона медали. В прессе систематически появляется информация о затяжных конфликтах, сотрясающих "КГС". Мы тоже, как акционеры, подали несколько десятков заявлений в суды, прокуратуру, Фонд госимущества по поводу нарушений закона и наших прав. Действующее законодательство предоставило акционерам очень узкий круг возможностей по реализации своих прав, но и те полностью игнорируются руководством предприятий "Киевгорстроя".
Это происходит потому, что менеджмент хочет иметь непосредственное отношение к перераспределению акционерной собственности и стремится любым, подчас противоправным путем, влиять на состав акционеров. Понятно, что гораздо легче манипулировать мелкими акционерами, чем крупными. Поэтому, являясь просто наемными работниками, менеджеры начинают диктовать условия рядовым акционерам, спекулируя на "корпоративном духе". Периодически объявляется мобилизация: "Все на борьбу с...!", а объекты могут быть самые разные — "ТЕКТ", "Укранет-траст", "FIM Consulting" и т. д. и т. п.
И в русле этой политики наибольший почет имеют те директора, которые агрессивнее других действуют в отношении рядовых акционеров. Об этом можно писать и говорить много, и мы будем это делать, хотя бы для того, чтобы в обществе было понимание опасности этих процессов.
К чему приводит такая политика, хорошо видно на примере того же "Киевгорстроя", возглавляемого господином Поляченко В. А.
В марте текущего года в информагенствах появилось сообщение о том, что Антимонопольный комитет дал разрешение обществу с ограниченной ответственностью "Компания развития строительства" на приобретение пакета акций АКБ "Аркада" в размере, превышающем 25% голосов в органе управления.
На сегодняшний день эта компания имеет уже контроль над пакетом банка "Аркада", близким к контрольному.
Кто же является учредителем новой структуры, претендующей, судя по динамике, на получение полного контроля над финансовым агентом холдинга, и чем сформирован уставный фонд Общества? Процитируем учредительный договор:
"Для обеспечения деятельности Общество за счет вкладов Участников создает Уставный фонд в размере 55 471 068 грн. Взносы участников в Уставном фонде составляют:
— АО ХК "Киевгорстрой" вносит 8 747 092 грн. — акциями АКБ "Аркада", что составляет 15,76 % Уставного фонда Общества;
— ОАО "ДСК-3" вносит 5 242 779 грн. — акциями АКБ "Аркада", что составляет 9,45% Уставного фонда Общества;
— ОАО "ДСК-4" вносит
5 409 197 грн. — акциями АКБ "Аркада", что составляет 9,75% Уставного фонда Общества;
— Паливода К. В. вносит
18 000 000 грн. — необоротными активами (в виде имущественных прав на интеллектуальную собственность "Организация привлечения средств населения и финансирования за их счет жилищного строительства") и 36 000 грн. — денежными средствами, что составляет 32,52% Уставного фонда Общества;
— Поляченко В. А. вносит 18 000 000 грн. — необоротными активами (в виде имущественных прав на интеллектуальную собственность "Организация строительства жилья за счет средств населения") и 36 000 грн. — денежными средствами, что составляет 32,52 % Уставного фонда Общества".
Насколько невыгодно такое учредительство для юридических лиц, их акционеров, утративших реальное влияние на банк, столь же очевидно, как и то, насколько это выгодно лицам физическим.
Помимо того, по некоторой информации, предприятие "Девелопер", к которому господин Поляченко имеет непосредственное отношение, контролирует значительную долю банка "Аркада", из чего можно сделать вывод, что опосредованно в сфере контроля Поляченко находится уже около 60% этого финансового агента.
Если учесть, что "Киевгорстрой" также участвует в уставном фонде "Аркады" и вновь созданной компании, это означает, что контроль господина Поляченко над банком абсолютный. Это не может не вызывать тревогу, ведь АКБ "Аркада" осуществляет целый ряд социальных программ во исполнение Закона "О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании "Киевгорстрой" и Законом этим ему предоставлены существенные налоговые льготы. А влияние государства на ситуацию в банке сегодня практически нивелировано.
К тому же, создание "Компании по развитию строительства" господами Поляченко и Паливодой идет вразрез с распоряжением Президента Украины "О мерах по обеспечению активов негосударственных пенсионных фондов", в котором, в частности, говорится буквально следующее: "Київській міській державній адміністрації розглянути у місячний строк питання щодо недопущення відчуження належної територіальній громаді міста Києва власності у статутному фонді холдингової компанії "Київміськбуд" та внести відповідні пропозиції на розгляд Київської міської ради".
С учетом изложенного становится понятным, почему на предприятиях, входящих в состав "КГС", закрывают глаза на факты нарушений прав акционеров со стороны менеджмента, в том числе и на факты его вольного распоряжения акционерной собственностью.
И этот вопиющий пример — не частный случай, а к сожалению, закономерность в условиях несоблюдения принципов корпоративного управления.
Для улучшения инвестиционного климата в стране сегодня крайне необходима смена приоритетов. Нужно защищать акционера, а не директорский корпус, который смог бы отлично защитить себя сам. Следует исходить из того, что любой акционер, и мелкий и крупный — это инвестор для предприятия. И что он имеет право в обмен на вложенные средства требовать раскрытия информации о предприятии, требовать дивиденды либо рост рыночной стоимости акций. Ему должно быть гарантировано право задавать неудобные вопросы менеджменту и получать на них конкретные ответы.
Каждый, из нас сталкиваясь в сфере услуг с хамством, точно знает о том, что такой продавец быстро растеряет клиентов, и вспоминает формулу "клиент всегда прав". Этот же подход должен быть распространен и на отношения между менеджером и акционером, потому что именно акционер, в конечном итоге, несет финансовые риски деятельности предприятия.
Необходимо вырабатывать критерии оценки работы менеджмента. На вышеуказанном примере видно, что за красивым фасадом иногда могут скрываться самые неприглядные вещи. А это неизбежно ведет к потере акционерами (а в нашем случае — и государством) своей собственности.
Корпоративные права государства необходимо сконцентрировать в Фонде госимущества либо другом специальном органе, но с единым управляющим центром. Ведь сегодняшняя некомпетентность управленцев из разных ведомств, неправильная их мотивированность ведет к тому, что государство ежегодно теряет многомиллионные активы.
В описанном выше случае 80% акций холдинга "КГС" принадлежат государству, а управляет им Киеврада, депутатами которой являются все тот же президент ХК "КГС" Поляченко и другие директора входящих в холдинг предприятий. А это значит, что схема владения банком "Аркада" и другие нарушения в акционерных обществах холдинга происходят с молчаливого одобрения Киеврады (ее большинства) или же по причине некомпетентности людей, отвечающих за управление государственной собственностью.
Выход из положения заключается также в том, чтобы разграничить экономику и политику, так как зачастую при решении вопросов госорганами политическая составляющая превалирует над всеми остальными.
О части нарушений наемных менеджеров "Киевгорстроя" мы сообщали Фонду госимущества. Ведь он является основным органом страны, призванным охранять государственную собственность от разграбления. Но реакции пока не последовало. На мой взгляд, поскольку Киеврада оказалась неэффективным управленцем, единственной возможностью сохранить пакет государства в "КГС" является его возвращение в управление ФГИУ.
Неоднократные наши обращения в прокуратуру, наверное, также расценивались с политической точки зрения, с учетом "больших" людей, которые стоят за этими фактами. Поэтому злоупотреблений пока не выявлено.
Но мы планируем обращаться в государственные органы и в дальнейшем, так как вопиющих фактов достаточно.
Под силу ли какому-нибудь зарубежному инвестору пройти весь этот путь по поиску справедливости, который проделали мы? Чаще всего, столкнувшись с подобными проблемами, убедившись в неэффективности судебной защиты, инвестор уходит из Украины навсегда.
Роль судов в корпоративных войнах — отдельная тема для разговора, отметим лишь, что судьи судов общей юрисдикции рассматривают корпоративные споры, не имея необходимого опыта и знаний, при этом выносят взаимоисключающие, а подчас и незаконные решения. Бывают случаи, когда такие суды без глубокого анализа отменяют действие нормы права, что парализует целую сферу гражданско-правовых отношений. Необходимо добиваться специализации судей и учить их основам корпоративного права.
Все эти негативные явления формируют имидж нашей страны, влияют на рейтинги международных агентств. И пока рейтинги будут низкими, притока инвестиций ожидать не приходится. Многие западные фонды готовы вкладывать деньги в Украину, но жесткие правила позволяют им делать портфельные инвестиции только в страну с определенным рейтингом, до которого Украине в целом еще далеко. А поскольку рейтинг отдельного предприятия не бывает выше рейтинга страны, то даже самые прогрессивные отечественные предприятия не получают инвестиций.
Эта проблема указывает на необходимость повышения инвестиционной привлекательности Украины как на одну из основных задач для правительства и парламента. И фактор повышения рейтинга, на мой взгляд, должен быть одним из основных при оценке народными депутатами Программы работы Кабинета Министров на следующий год.
Таким образом, чем быстрее мы поймем, что внедрение норм корпоративного управления — единственный путь в цивилизованное сообщество, тем быстрее страна действительно будет иметь статус страны с рыночной экономикой, тем легче будет ее путь в ВТО и Совет Европы.