- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Мост в 2000 километров
Ипотечный кризис в США сделал ближе Казахстан и Украину.
Украина и Казахстан не имеют общей границы, но имеют желание сотрудничать — как на уровне государственных компаний, так и на уровне частного капитала. Общая ментальность, общий для СНГ язык, близкий уровень развития экономик создают хорошие условия, но ключевое — желание заработать. Рынки обеих стран привлекательны для инвестиций и имеют огромный потенциал роста.
Впрочем, потенциал так и остался бы потенциалом, а желание — желанием, если бы не мощный внешний вызов — американский ипотечный кризис.
Казахстанским банкам к концу 2008 года необходимо вернуть ино-странных кредитов на сумму $13 млрд. Еще несколько лет назад это не было бы проблемой. Но сегодня Казахстан является частью глобального кризиса ликвидности, последовавшего за американским ипотечным кризисом. Имея долгое время самый высокий суверенный кредитный рейтинг среди стран СНГ, казахстанские банки пользовались преимуществом привлекать заемные средства по очень низким процентным ставкам.
Доля иностранных кредитов, накопленных местной банковской системой, составляет 60%. В Украине этот показатель не превышает и 20%, что и объясняет относительно безболезненное переживание нашей страной глобального кризиса ликвидности, захлестнувшего развитые страны.
В Украине мало заметен отток ино-странного банковского капитала, чего не скажешь о Казахстане — недостаток ликвидности сказался не только на финансовой сфере, но и на строительстве. Визуально это можно увидеть по сотням замерших подъемных кранов над недостроенными небоскребами Астаны. Работают только те стройплощадки, где строительство или подходит к концу, или не требует больших инвестиций, или напрямую поддерживается из бюджета. Новые проекты фактически заморожены из-за отсутствия финансирования. Для Астаны — крупнейшей стройплощадки Азии — это большой удар по амбициям стать наиболее современным городом региона к 2030 году.
Для казахстанского бизнеса американский кризис стал катализатором активизации экспансии на внешние рынки и диверсификации собственных рисков. Среди направлений, на которые ориентируется Казахстан, — Россия и СНГ, Китай, Европа.
С Китаем Казахстан старается сотрудничать только по очень крупным транспортным проектам. Китай транспортирует в Европу только железнодорожным транспортом товаров на $700 млрд. в год. В свою очередь, Казахстан приступил к реализации семи железнодорожных проектов, чтобы "замкнуть" часть этих средств на себе. В остальном казахи пытаются ограничить присутствие у себя китайских компаний, опасаясь стать жертвой жесткой бизнес-экспансии со стороны Поднебесной.
Взгляды казахстанских бизнесменов сегодня направлены в сторону Украины. "Я уже подыскиваю себе бизнес в Украине, — говорит Елтинжал Турганалиев, председатель совета директоров группы компаний "Финтекс". — Тем более в Украине работает крупный казахстанский банк — БТА Банк, — который может обеспечить финансирование наших проектов".
С приходом БТА Банка в Украину в 2007 году для казахстанского бизнеса открылась возможность выхода на наш рынок и получения более качественной информации о нем. "Наш банк взял на себя миссию структуры, наводящей мосты между странами нашего присутствия. Политики еще только договариваются о едином энергетическом и экономическом пространстве, а банковский конгломерат БТА уже де-факто создал единое финансовое пространство", — сказал Жомарт Ертаев председатель правления БТА Банка.
Банк является одним из крупнейших в Казахстане и входит в число лидеров по созданию банковской сети на территории стран СНГ. По предварительным данным, консолидированные активы БТА за 2007 год выросли на 56%, достигнув на 1 января 2008 года $25,5 млрд. Собственный капитал банка составляет $3,8 млрд., консолидированная прибыль — $580 млн. по результатам 2007 года. В прошлом году БТА Банк был назван "Банком года в СНГ" российским журналом "Итоги" и "Лучшей компанией в Европе" в банковском секторе евразийского региона британской "Европейской Бизнес Ассамблеей". Как сообщил Жомарт Ертаев, только за второе полугодие 2007 года активы БТА Банка в Украине увеличились в четыре раза, "... что подтверждает большой потенциал украинского рынка, в том числе и для казахстанских компаний".
БТА Банк совместно с Украинским союзом промышленников и предпринимателей (УСПП) выступил организатором двухстороннего бизнес-форума в Астане, приуроченного к открытию года Украины в Казахстане. Вопросы политического и социального партнерства двух стран обсуждались на уровне президентов Нурсултана Назарбаева и Виктора Ющенко, а деловые встречи между бизнесменами обоих государств прошли в здании филиала БТА Банка в Астане. В мероприятии приняли участие более 60 руководителей компаний из двух стран.
Обоюдный интерес
То, что проводником казахского бизнеса в Украину выступит банковский бизнес, подтверждает и Андрей Шульга, председатель наблюдательного совета "Соломон-групп". "Стоит ожидать, что казахстанские клиенты БТА Банка в скором времени выйдут на украинский рынок, впрочем, как и клиенты банка "Форум", который также участвовал в мероприятии пятого-шестого марта", — говорит Андрей Шульга, добавляя, что его компания уже рассматривает возможность открытия своего представительства в Казахстане при партнерской поддержке БТА.
На сегодняшний день бизнес-интересы казахстанских и украинских предпринимателей пересекаются по четырем направлением: топливно-энергетический комплекс, горнорудная промышленность, сельское хозяйство и продукты питания, транспорт и логистика. "Сегодня мы отслеживаем около ста проектов в Казахстане, в которых мог бы участвовать украинский капитал", — утверждает Анатолий Скоромный, председатель регионального отделения УСПП в Черкасской области. По его мнению, одним из наиболее перспективных проектов является транспортный коридор "Западный Китай — Западная Европа", в рамках которого на территории Казахстана уже начато строительство нескольких логистических центров. "Мы можем предложить казахстанским компаниям перевозки по Украине, и с их стороны мы видим заинтересованность в этом", — говорит Юрий Суворов, генеральный директор киевской транспортно-экспедиционной компании "Транссистема".
Продуктивным результатом бизнес-форума в Астане как раз и стали соглашения в транспортной сфере. Национальная компания "Казах Темир Жолы" (КТЖ "Казахстанские железные дороги") согласовала схему закупки железнодорожных вагонов в Украине, переговоры о чем велись уже несколько лет. Украинские компании также интересует участие в модернизации промышленного сектора Казахстана.
Пока же отсутствие частого регулярного прямого авиасообщения между Киевом и Астаной как нельзя "лучше" характеризует уровень взаимоотношений между двумя странами. "Мы включили предложение по организации частых прямых авиарейсов из Украины в Казахстан в наше послание президентам", — говорит Жомарт Ертаев, добавляя, что такое авиасообщение может быть налажено уже ко второму бизнес-форуму, который запланирован в мае в Киеве. Ожидается, что его посетит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.