МВД меняет структуру

Дабы повысить эффективность своей деятельности и приблизиться к современным европейским стандартам, руководство МВД приняло решение поменять структуру своего ведомства, дабы приблизить его к современным европейским стандартам. Однако успех подобной "европ

Дабы повысить эффективность своей деятельности и приблизиться к современным европейским стандартам, руководство МВД приняло решение поменять структуру своего ведомства, дабы приблизить его к современным европейским стандартам. Однако успех подобной "европеизации" отечественных правоохранительных органов, несомненно, будет зависеть от того, насколько данная схема подойдет к украинским реалиям. Ведь простой сменой табличек на кабинетах МВД отечественный криминалитет наверняка не испугаешь

Волна сокращений, которая прокатилась по системе МВД в последнее время, не прошла для украинской милиции даром. Так, в период 1996-2000 гг. общая численность сотрудников МВД уменьшилась с 596 до 412 тыс. человек.

В среднем, на одного украинского работника милиции, который принимает непосредственное участие в борьбе с преступностью и обеспечением общественного порядка, приходится 330 человек. Для сравнения: в Испании этот показатель составляет 207 человек, Италии — 229, Греции — 257, Австрии — 259, Франции — 265, Германии — 296 (в среднем по странам ЕС — 283 человека на одного полицейского).

Не в последнюю очередь эти сокращения коснулись непосредственно управленческого аппарата. За период 1997-2000 гг. почти на 35% сокращен штат руководящего состава, упразднены многие должности.

В то же время, как показывают расчеты, проведенные МВД, существующая система просто объективно не может исполнять все возложенные на нее задания и функции. Попросту не хватает людей (по оценкам МВД, штат сотрудников милиции должен быть больше по крайней мере на 38,7 тыс.). Нехватка кадров особенно остро ощущается в службе охраны общественного порядка, криминальной милиции, следственных отделах, дежурных частях горрайотделов. Однако недостаток бюджетных средств не дает возможности доукомплектовать эти отделы, и поэтому МВД должно искать другие методы повышения эффективности собственной деятельности.

Помочь решить эту проблему призвана новая модель функционирования системы МВД, которую планируется ввести в действие в ближайшие 5 лет.

В частности, под нее уже утверждена новая структура центрального аппарата министерства.

На первом этапе вместо главных управлений и просто управлений вводятся соответственно департаменты и бюро. Также создается блок профилактики и борьбы с преступностью в составе подразделения по борьбе с организованной преступностью, криминальной милиции и милиции общественного порядка. Отдельно будут действовать блоки криминальных расследований и экспертиз, служб обеспечения, департамент паспортной, регистрационной и миграционной работы. Предусмотрено также введение должности детектива. Кроме того, милиция должна быть переименована в полицию. Все эти изменения могут быть реализованы только после внесения соответствующих изменений в законодательство, и руководство МВД уже ведет работу в этом направлении.

Также Министерство внутренних дел планирует освободиться от многих несвойственных ему функций, таких как организация дорожного движения, контроль за загрязнением окружающей среды транспортными средствами, осуществление карантинных и санитарно-ветеринарных мероприятий, содержание приемников- распределителей, охрана зоны ЧАЭС. На 14 тыс. должна быть сокращена численность внутренних войск, которые будут освобождены от функции конвоирования осужденных. По мнению руководителя ВВ Владимира Поважнюка, "это означает не просто смену вывески, а новый качественный подход к комплектованию, техническому оснащению и подготовке личного состава".

Большее внимание также обращается на укрепление внутренней дисциплины и соблюдение закона среди работников Министерства внутренних дел. За последние два года не допущено ни одного случая гибели граждан от непрофессионального обращения с оружием сотрудниками МВД. В то же время, служба в милиции по-прежнему остается одной из самых опасных профессий в Украине. Только в этом году при исполнении служебных обязанностей погибло 34 и ранено 248 сотрудников ОВД.

МВД находится на втором месте в стране (после угольной промышленности) по количеству погибших из расчета на 1000 работников.

Несомненно, попытки руководства МВД перестроить структуру правоохранительных органов для повышения эффективности ее работы заслуживают уважения. Однако все эти схемы на данный момент — не более чем красивая "декларация о намерениях". Для того чтобы данный механизм заработал, недостаточно просто перенести европейский опыт на отечественное "поле" борьбы с преступностью. Все, и в первую очередь само МВД, понимают, что основные изменения должны коснуться самих сотрудников милиции, их отношения к работе. Хочется надеяться, что при разработке новой схемы деятельности системы МВД подобный "человеческий фактор" учитывался, и позитивные результаты деятельности органов МВД мы сможем наблюдать не только в соответствующих отчетах по борьбе с преступностью, но и в реальной жизни.