Мысли о Давосе, Украине и выборах...

Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций, прогнозирует еще одно экономическое потрясение для Украины

фоне ставших уже традиционными украинских политических конфликтов как-то незамеченными проходят такие события, как ежегодный Всемирный экономический форум в Давосе. Формат форума направлен на то, чтобы обсудить наиболее актуальные проблемы развития мира с участием ведущих политиков, представителей бизнеса, науки и культуры. На нем не принимаются какие-либо обязательные глобальные решения, однако важность обмена мнениями между теми, кто занимается этим в сфере политики или бизнеса, сложно переоценить. Такое вступление понадобилось для того, чтобы просто на фоне высоких материй опять поговорить об экономике Украины.

В Давосе, как и на многих других форумах, доминировала тема кризиса и посткризисного устройства мира. Сразу скажу, что Украина, как и, впрочем, многие другие страны, сегодня просто не в состоянии предложить каких-либо ценных идей относительно новой глобальной финансовой архитектуры. Эти вопросы будут решаться без ее участия. Однако тематика давосской и других дискуссий является важным маяком для выработки национальной экономической политики.

Во-первых, относительно ближайших перспектив. Многие эксперты говорят о достаточно реальном риске появления так называемой повторной рецессии. Если это произойдет, и масштабы рецессии будут достаточно серьезными, то Украину, как и другие страны, ждет еще одно экономическое потрясение.

Скажу сразу, что наша страна не в состоянии предотвратить глобальные экономические шоки, однако анализ опыта экономической политики и поведения национальной экономики во время кризиса конца 2008 — 2009 годов является просто жизненно необходимым. Без такого понимания нельзя говорить о какой-либо продуманной экономической политике. Попутно отмечу, что украинская экономика отличается чрезвычайно высоким уровнем непрозрачности, поэтому накапливание рисков в экономической системе достаточно сложно отследить. В связи с этим принять упреждающие меры в Украине весьма непросто.

Кроме того, возможности как-то "компенсировать" возможный новый экономический шок остаются по-прежнему очень ограниченными в силу нереформированности структуры экономики и ее институциональной составляющей. По моему мнению, реальные реформы остановились в стране где-то в 2002-2003 годах.

Во-вторых, сегодня в мире активно обсуждается вопрос о стратегии выхода их кризиса, которая предполагает исправление накопленных в ходе борьбы с кризисом дисбалансов. Речь идет о снижении национальных бюджетных дефицитов и государственного долга, изменениях системы банковского и финансового надзора и контроля, времени и механизмов возврата компаниями государственной финансовой помощи и многом другом.

Это означает, что в ближайшие два-три года в экономической политике Украины будет доминировать своего рода посткризисный компонент — стабилизация государственных финансов путем пересмотра и сокращения государственных, в том числе и социальных, обязательств, оздоровление финансового состояния НАК "Нафтогаз Украины" и т. д. Параллельно необходимо проводить целый комплекс реформ — административную, судебную, налоговую, пенсионную, системы социальной защиты, ЖКХ. Этот список можно продолжить. Главное то, что реформы уже "перезрели", а вот желающих реально их начать пока нет.

Как тут не вспомнить еще одну тему Давоса — лидерство в современном мире. Сегодня лидерство — это не обещания и социальные подарки, явные или неявные льготы привилегированному бизнесу, массовое возобновление СЭЗ и ТПР. Лидерство начинается тогда, когда политик взваливает на себя бремя не только непростых решений, но и начинает их реализацию. Именно этого не хватает Украине вот уже на протяжении многих лет. Именно поэтому наша страна все больше и больше отстает от меняющегося мира. И этот факт нужно признать и, наконец, начать что-то делать.

В-третьих, дискуссии в Давосе (и на других форумах в формате встреч "Большой двадцатки") свидетельствуют о том, что многие устоявшиеся взгляды на экономику, политику и общество меняются. Очевидно, что в ближайшее время мы станем свидетелями того, как такие изменения будут реализованы прежде всего в форме конкретных решений в области экономической политики. Это означает, что сегодня в мире уже созрело понимание необходимости серьезной модернизации современной системы мирохозяйственных связей как на международном, так и на национальном уровнях.

На фоне отмеченного выше вот уже в который раз приходится констатировать, что нынешняя модель социально-экономического развития страны уже давно исчерпала себя, и поэтому без радикальной модернизации страны Украина просто не имеет цивилизованного будущего.