НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

На игле: украинский пищепром сам создал зависимость от России

Производители пищевых товаров пока зависят от российского рынка. Для диверсификации им может понадобиться не менее пяти лет

В прошлом году готовых пищевых продуктов, не включая сыры, Украина продала в Россию на $2,2 млрд., подсчитали в Госстате. И компенсировать эти деньги, если Россия перекроет границы, будет сложно — как и машиностроители, компании пищепрома очень сильно зависят от рынка северного соседа.

Но в отличие от машиностроителей, ставших заложниками остатков производственных цепочек и стандартов времен СССР, компании пищепрома сами создали эту зависимость. Масштабы потребления в России, относительно простые условия доступа и нехватка на ее рынке своих производителей обещали гарантированный сбыт продукции. Предусмотреть такой поворот внешней политики компании не могли и поэтому вовремя не перестроили производство и не диверсифицировали продажи.

"Компания "АВК" ежегодно увеличивает свое присутствие на рынке РФ: расширяем дистрибуцию в отдаленных уголках России, а также увеличиваем долю в давно освоенных нами регионах — европейской и центральной части РФ, на юге страны", — рассказывали "Инвестгазете" в корпорации летом 2013-го. По данным самой компании, объем продаж продукции "АВК" в России в 2012 году по сравнению с 2008-м вырос в полтора раза.

Кондитеры, а также производители овощных консервов, водки, пива и сыра больше всех зависят от России. Когда в прошлом году РФ запретила импорт продукции корпорации Roshen, а затем блокировала на время ввоз всей украинской "кондитерки", по данным объединения "Укркондитер", экспорт сладостей из Украины в Россию сократился на 15%, до 165 тыс. тонн по итогам 11 месяцев 2013 года. Roshen сократила свое производство на 20% и решила закрыть Мариупольскую кондитерскую фабрику. А "АВК" закрыла на глобальную реконструкцию фабрику в Луганске.

Читайте также на Investgazeta.ua

Если Россия закроет границы, ситуация будет аналогичной лету 2013-го накануне ожидаемого подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, уверена руководитель аналитического департамента консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник. Больше всех пострадают производители и переработчики молока. "Возместить объемы сыра, продаваемые в Россию, пока невозможно — даже если мы увеличим продажи на Ближнем Востоке и в других странах СНГ, то компенсируем максимум 5%. Соответственно, придется сокращать производство сыра и увеличивать производство сливочного масла и сухого молока, которые легче продать на внешних рынках", — объясняет Колесник.

Может ли ЕС стать таким рынком, учитывая обещание Европы ликвидировать пошлины? "Кроме сыров, другие сегменты АПК уже на таком уровне развития, что рынок ЕС сможет принять их продукцию и проблем с качественными показателями возникнуть не должно. Но все зависит от маркетинговых отделов самих корпораций", — уверена Мария Колесник. А они пока что не готовы отказаться от России и переориентироваться на ЕС. "Пивные рынки Старой Европы последнее время либо стагнируют, либо сокращаются. То есть спрос на пивную категорию в целом не растет. Входить и искать свою нишу на таком рынке — очень ресурсоемкое занятие", — объясняет причины, по которым пивоварам неоправданно экспортировать в ЕС, Валентин Бойницкий, директор по корпоративным связям Efes Ukraine. Кроме того, около 60% украинского пивного рынка занимают крупные международные пивоваренные группы (InBev, Carlsberg, Efes), и, экспортируя свою продукцию в Европу, они будут конкурировать с европейскими подразделениями своих же компаний. "Экспортировать такой бренд из одной страны, где он производится, в другую, где он также производится, смысла нет: бренд тот же, вкусовой профиль тот же, зачем нести дополнительные расходы на логистику?" — говорит Бойницкий.

Для производителей водки проблема в том, что в ЕС другая "алкогольная мода". "Мы ориентированы на продажи в Европе, Ближнем Востоке, Америке. Здесь немного емких водочных рынков, а в случаях, где водка имеет относительно весомую долю рынка, необходимы инвестиции со сроком окупаемости от пяти лет. Также структура потребления по каналам продаж значительно смещена в сторону HoReCa, что снижает долю рынка в рознице", — объяснили "Инвестгазете" в "Национальной водочной компании". Главные страны ЕС, на которые они рассчитывают, — Польша и Германия.

Впрочем, постепенно вкладывая деньги в продвижение и диверсификацию продаж, компании имеют шанс избавиться от зависимости от российского рынка — хоть и емкого, но непредсказуемого. Тем более что качество продукции позволяет.