НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

На пути к Абхазии: Что потеряет Крым, отделившись от Украины

Сепаратизм в Крыму может принести украинскому бизнесу убытки в несколько миллиардов долларов ежегодно. Однако самому Крыму придется еще сложнее

Экономика непризнанных республик, созданных Россией в результате вооруженных конфликтов, развивается очень слабо. В эти регионы практически никто не инвестирует, кроме российских бизнесменов, а в случае Нагорного Карабаха — армянских. В Абхазию, где есть современный аэропорт в Сухуми, не могут летать даже российские авиакомпании: боятся санкций Международной ассоциации воздушного транспорта. Туризм тоже практически не развивается, старые советские курорты стоят полуразрушенные. Ситуация осложняется тем, что в момент возникновения всех этих республик их промышленность была государственной. Позже более-менее масштабная приватизация была проведена лишь в Приднестровье и отчасти в Карабахе. В Южной Осетии и Абхазии заводы неизменно простаивают уже более 20 лет.

"В случае отделения АРК в отдельное государство частные инвестиции однозначно сократятся". Игорь Путилин, аналитик ИК "Арт-Капитал"

Крым рискует превратиться в такое же непривлекательное для бизнеса квазигосударственное образование. Конечно, в Крыму, в отличие от Осетии или Карабаха, много успешно работающих частных предприятий, большие инвестиции вложены в рекреационный комплекс. А значит, если новое крымское правительство не объявит национализацию или реприватизацию, если не будет закрывать границу, то работать они продолжат. Однако сложности возникнут. "В случае отделения АРК в отдельное государство частные инвестиции однозначно сократятся", — говорит глава аналитического департамента ИК "Арт-Капитал" Игорь Путилин, отмечая, что это снижение будет в той или иной мере компенсировано ростом инвестиций со стороны России.

Мантра спокойствия

Украинские финансово-промышленные группы, владеющие активами на полуострове, до сих пор все как одна отказываются признавать какие-либо проблемы в нынешней ситуации. "Наши заводы работают в штатном режиме. Посмотрите по карте расстояние — Армянск, Красноперекопск и места горячих точек в Крыму", — ответили в пресс-cлужбе Group DF, владеющей Крымским содовым заводом и "Крымским ТИТАНом". Пресс-секретарь принадлежащего Константину Жеваго керченского судостроительного завода "Залив" Марина Романика также спокойна. "В субботу у нас даже были представители норвежской делегации, они ничего не боялись", — рассказала она. "Проблем с логистикой нет. Наперед риски мы не просчитывали, так как не считаем, что дестабилизация затянется. Думаем, в ближайшее время все разрешится", — оптимистичен Виталий Мельничук, руководитель по связям с общественностью "Крымской водочной компании".

"...не считаем, что дестабилизация затянется. Думаем, в ближайшее время все разрешится". Виталий Мельничук, "Крымская водочная компания"

Заявления о нормальной работе прозвучали также от компаний "Крымэнерго", принадлежащей ДТЭК, порта "Авлита" и судоремонтного "Морского индустриального комплекса" холдинга "Портинвест" (СКМ), и даже государственного "Черноморнефтегаза", который, по словам министра энергетики Юрия Продана, пытается переподчинить себе новая крымская власть.

Если политическое противостояние не перерастет в вооруженное, то последствия для промышленности будут минимальными, уверяет Игорь Путилин: "Возможны временные перебои в поставках товаров, но они должны скоро нормализоваться". Наибольшее влияние, по его мнению, окажут системные риски: некоторые торговые партнеры крымских предприятий и инвесторы могут отказаться от сотрудничества в данном регионе.

Главное — сезон

Действительно серьезные потери ощутит бизнес Крыма и всей Украины из-за срыва курортного сезона. Арсений Яценюк уже заявлял, что Владимир Путин благодаря эскалации ситуации на полуострове намерен перевести потоки российских туристов из Крыма в Сочи. Действительно, по прогнозам и.о. министра курортов и туризма АРК Александра Лиева, туристический поток в нынешнем году может снизиться на 30%. И пострадают от этого не только отели и частники, сдающие комнаты, но и участники украинского рынка торговли.

30%-ную отмену ранее забронированных туров уже констатируют в Ассоциации делового туризма Украины (АДТУ). Отказываются от ранее запланированных деловых поездок в Крым зарубежные компании — вплоть до мая-июня текущего года. В первую очередь от этого страдает украинский бизнес, но ситуация влияет и на российских коллег. Многие компании РФ раньше проводили корпоративные мероприятия именно в Крыму из-за хорошего соотношения цены и качества услуг. Теперь заказы с российской стороны никто не подтверждает. "Из-за нагнетания ситуации бизнес делового туризма теряет свою стабильность, что-либо планировать достаточно сложно", — говорит Вадим Грабарчук, президент АДТУ. Кроме делового туризма, массово отменяются заказы на детские туры. "Однако подготовка к курортному сезону все же ведется — обновляется и ремонтируется номерной фонд", — констатирует Александр Соколов, директор аналитического департамента компании Pro-Consulting, и в продолжение мысли предостерегает, что Крым может повторить судьбу Египта, где для восстановления объема продаж туров при стабилизации ситуации потребуется не менее полугода.

На фоне неблагоприятных прогнозов относительно снижения туристического потока над спасением сезона 2014 года уже начало работать Министерство курортов и туризма Крыма. По словам Александра Лиева, министерство разработало имиджевую программу "Крымская весна", в которой ставка делается на информационную кампанию. Чиновники намерены возить в Крым на ознакомление представителей туристического бизнеса и СМИ со всей Украины, Беларуси, Германии, Великобритании и даже России, а также провести в соседних странах "дни Крыма". Насколько это подействует — покажет время.

А пока над сезоном нависает реальная угроза, отчего убытки терпят не только туроператоры, но и компании из смежных отраслей. Видимо, не особенно надеясь на скорое решение проблемы, портал ProHotelia опубликовал на днях открытое обращение от имени украинских отельеров к международным партнерам онлайн-дистрибуции. В этом обращении речь идет о том, что из-за критической ситуации в отрасли многие украинские отели стоят перед выбором: платить заработную плату сотрудникам, покрывать операционные затраты или оплачивать комиссионное вознаграждение OTA (онлайн-туристическим агентствам). Эти агентства для многих отелей — основной канал привлечения гостей. В обращении отельеры призывают крупные ОТА поддержать гостиничный бизнес Украины и снизить вдвое комиссионное вознаграждения на все брони, которые будут сделаны в период до 1 сентября 2014 года.

Повлияет нестабильность в Крыму и на ритейл. Операторы уже ощущают снижение объемов продаж. "Март — это, как правило, высокий праздничный сезон, но сейчас потери составляют минимум 15% от наших запланированных ожиданий", — рассказывает Ольга Шевченко, исполнительный директор компании "РУШ" (линия магазинов EVA). В крымском регионе работают 28 магазинов сети, приносящие около 6% всего товарооборота. Период нестабильности в регионе совпал с планами по расширению сети на полуострове. Пока от открытия в марте двух магазинов в Джанкое и Керчи компания не отказывается, но работа над масштабным наращиванием присутствия на ЮБК приостановлена — новые объекты сеть не ищет, от прогнозов воздерживается. "Если ситуация стабилизируется и АР Крым останется в составе Украины, мы возобновим нашу работу в этом направлении", — резюмирует Шевченко.

В продуктовом ритейле крымского региона пока сохраняется тенденция "покупок впрок" — то, что происходило в столице в середине февраля. "По нашим данным, в период с 20 февраля по 5 марта 2014-го в наших торговых объектах в Евпатории и Керчи наблюдается рост продаж более чем на 20%. Это связано с ажиотажем", — отмечает Елена Лунина, коммерческий директор ГК "Евротэк". Этим временным всплеском ритейлер не обманывается и понимает перспективу скорого падения продаж. В первую очередь, по словам Луниной, снизится спрос на категории товаров, относящихся к импульсным покупкам, и так называемые товары для удовольствия: посуду, текстиль, кондитерские изделия, дорогие колбасы и сыры, вина. Ожидают также спад продаж в летний сезон, когда спрос традиционно увеличивался за счет наплыва отдыхающих. Наплыва, которого в этом году, по всем прогнозам, не будет.

Еще одна бюджетообразующая отрасль для Крыма — виноделие и виноградарство. Здесь влияние нестабильности в регионе пока не ощущается. Производство виноматериалов привязано к сезону переработки урожая соответствующего года, а это период с сентября по октябрь. В корпорации "Укрвинпром" говорят, что нынешняя ситуация уже не может повлиять на произведенную ранее продукцию, ее объемы и ассортимент. Следующий сезон переработки винограда начнется осенью текущего года. Если нестабильность затянется или усугубится, предприятия отрасли в одинаковой степени окажутся под угрозой, комментируют в компании.

Топливное зависание

Хотя нынешняя ситуация практически не мешает движению грузовых потоков из Крыма на континент и назад, она все же влияет на ситуацию с поставками топлива в страну. Дело в том, что в Феодосии расположена единственная крупная перевалка нефтепродуктов, неподконтрольная группе "Приват". Формально "Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами" остается государственным, и до 2011 года многие трейдеры предпочитали пользоваться его услугами, которые были на несколько процентов дешевле услуг "приватовских" терминалов в Одесской области. "Но уже более двух лет Феодосийская база практически не работает на рынок Украины, в последние годы ею пользовался только Сергей Курченко", — говорит глава ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

По его словам, после смены власти в Украине силовые структуры начали проверять все объекты, к которым имел отношение собственник группы ВЕТЭК, среди них был и этот объект. Но его очень быстро пришлось оставить в покое после того, как российские войска установили на полуострове нынешний режим. Таким образом, нынешний конфликт помешал быстро разобраться с работой нефтекомплекса и восстановить доступ к нему участников рынка.
А значит, в южных регионах страны сохраняется монополия "Привата" на импорт нефтепродуктов с моря. Если бы феодосийская перевалка заработала, цена нефтепродуктов в этой части страны могла бы упасть на 3-6 коп. за литр.

Читайте также на InvestGazeta.ua

В остальном, по словам Косянчука, даже полная блокада Крыма не оказала бы существенного влияния на всеукраинский баланс нефтепродуктов. "Их рынок был всегда отдельный, и цена там всегда была выше, чем по Украине. И пока российские корабли не заблокируют перевалки в Одессе, румынский бензин и дальше будет приходить к нам по морю, дефицита не будет", — уверяет эксперт.

Дефицит ресурсов

Совершенно другая ситуация сложится в Крыму, если Россия пойдет на создание здесь квазинезависимого государства или на присоединение этой территории.

Во-первых, полуостров в большей или меньшей мере столкнется с вынужденной ресурсной блокадой со стороны Украины. В 2008 году Грузия прекратила газоснабжение Ленингорского района Южной Осетии, который контролировала до войны, поскольку не могла взимать с его населения плату за газ. Нечто подобное может случиться в отношении Крыма, но уже в вопросе электроэнергии. Подтолкнуть энергорынок к этому могут заявления вице-премьера РФ Дмитирия Рогозина о невозможности поставлять в Украину ядерное топливо. Если стороны не придут к соглашению по этому вопросу, нашей стране придется вводить режим жесткой экономии тока. Причем вполне вероятно, что одним из методов экономии придется избрать отключение такого энергодефицитного региона, как Крым.

Полуостров (без Севастополя) ежегодно потребляет 5,5 млрд. кВт-ч, а сам производит немногим менее 1 млрд. кВт-ч в год. Около трети этого объема приходится на "Укрзализныцю", самостоятельно закупающую электроэнергию на энергорынке, остальное — "ДТЭК Крымэнерго" Рината Ахметова. Кроме того, около 1,2 млрд. кВт-ч продает "Севастопольэнерго" Александра Бабакова. Таким образом, остановка либо ограничение подачи электричества приведет к недополучению этими двумя предприятиями около 3,5 млрд. грн. дохода в год и остановке движения поездов с электрической тягой. Ведь для того чтобы наладить электроснабжение со стороны России или построить на полуострове необходимое количество мощностей, необходимо не менее трех-четырех лет и миллиардные инвестиции.

А вот с газом подобных проблем не возникнет. Если "Черноморнефтегаз" будет переведен под контроль самопровозглашенного правительства, как и опасается Юрий Продан, это предприятие уже примерно через полгода сможет обеспечить нулевой баланс газа по Крыму. В последние годы оно целенаправленно наращивало объемы добычи на шельфе согласно программе повышения энергонезависимости Украины. В 2013 году добыча выросла на 40,6% — до 1,65 млрд. куб. м, притом, что потребности полуострова составляют 2 млрд. кубометров, а в нынешнем году компания намеревалась пробурить еще 11 скважин и к 2015-му выйти к показателю 3 млрд. кубометров в год. Напротив, Украина будет лишена возможности через год получать с моря дополнительный газ, ведь фактически все шельфовые месторождения, в том числе те, которые еще не начали разрабатываться, лежат в акватории Крыма, и после получения над ними контроля Россия, скорее всего, заморозит их разработку, чтобы не наживать себе конкурентов.

Еще одним фактором ресурсной блокады может быть вода. Крым получает 85% пресной воды из Днепра по Северокрымскому каналу. После эскалации ситуации на полуострове в прессе появилось много предположений о том, что Украина может перекрыть этот канал в случае отделения Крыма.

Беда для Ахметова

А больнее всего возможное отчуждение Крыма ударит по транспортной отрасли, особенно в случае вооруженных столкновений. По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, от этого могут пострадать не только грузоотправители, пользующиеся услугами крымских портов, но и металлургические предприятия, переваливающие продукцию через порты в Азовском море. Ведь из-за военных столкновений возможно усложнение судоходства в Керченском проливе.

"Сложнее всего придется металлургическим заводам, которые выстроили свои логистические цепочки через азовские и крымские порты. Прежде всего — входящим в "Метинвест" заводам "Азовсталь" и ММК им. Ильича, предприятиям корпорации "ИСД" и "Донецкстали". Если им придется пользоваться портами Большой Одессы, то, учитывая стоимость доставки по железной дороге, для них себестоимость вырастет на $20-25 за тонну металла", — говорит Вовк. При этом низкомаржинальные товары, например, слябы, могут стать неконкурентоспособными. А вот зерно, которое переваливается на "Авлите" — в основном происхождением из Крыма и юго-восточных областей Украины. Везти его через Крым из других регионов невыгодно по причине высоких издержек на ж/д доставку.

Россия же может активно осваивать порты Крыма. Она уже заявила о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив, которое, по словам Игоря Путилина, обойдется в $1,5-3 млрд. Россиянам чрезвычайно необходимы перевалочные мощности, поскольку Новороссийский порт загружен на 100%, строительство Таманского порта откладывается, а грузопоток постоянно растет.