- Категория
- Экономика
- Дата публикации
На содержании с евроремонтом
Для киевлян и гостей столицы, которым в ближайшее время "светят" проблемы с законом, есть одна приятная новость. Переживать тяготы следствия и суда им придется в более комфортных условиях, чем, скажем, их коллегам по несчастью пару лет назад. Четыре квадратных метра "жилплощади", 7 грн. на питание, одна прогулка ежедневно и душ раз в неделю — это то, на что могут рассчитывать "постояльцы" Изолятора временного содержания города Киева
Для счастливчиков, которым не приходилось сталкиваться с компетентными органами, поясняем, что такое ИВС. В Изолятор временного содержания (сразу отметим, что это заведение находится в ведении Министерства внутренних дел, а не Госдепартамента по исполнению наказаний) попадают задержанные при совершении преступления. После санкции суда, которую можно ожидать три или десять дней, заключенных отправляют в СИЗО, где они и отбывают весь положенный до вынесения судебного приговора срок.
Впрочем, описать быт столичного ИВС, а не, скажем, более именитого Лукьяновского СИЗО, мы решили по единственной причине. Пару лет назад изолятор был одним из тех мест, благодаря которым респектабельные чиновники из Совета Европы критикуют Украину за нечеловеческое обращение с заключенными. В камерах, рассчитанных на 5-6 человек, свободно "упаковывали" по два десятка, а положенная по нормативам ежедневная прогулка на свежем воздухе зачастую заменялась "воспитательной" силовой профилактикой. Это далеко не полный перечень всех "прелестей" столичного ИВС.
Летом прошлого года изолятор сдали после капитального ремонта. И теперь, по словам руководителя ИВС Сергея Карандюка, условия содержания задержанных здесь — одни из лучших в стране и полностью отвечают требованиям Совета Европы. Правда, по всей Украине таких почти европейских изоляторов всего два — в Киеве да еще в Харькове.
Единственное, в чем мы так и не смогли удовлетворить свое любопытство, — так это узнать мнение об условиях содержания у самих задержанных. Из-за презумпции невиновности ни разговаривать, ни фотографировать их до решения суда по уголовному делу нельзя.
Место с удобствами
Экскурсия начинается с так называемой "следственки" — здесь задержанные общаются с правоохранителями и своими адвокатами. До ремонта антураж этой части изолятора вполне соответствовал духу времен Феликса Дзержинского — темные коридоры, коричневые стены. В общем все, что располагает потенциального преступника к более активному общению со следователем. Теперь коридор выглядит аккуратнее, а "комнаты переговоров" стали светлее.
Дальше отправляемся на режимную территорию, где, собственно, и содержится "спецконтингент". В изоляторе 33 камеры — по 11 на каждом этаже. ИВС рассчитан на 126 задержанных, их охраняют 124 милиционера.
За решетчатыми воротами одного из этажей первый сюрприз: на полу в коридоре лежит ковролин, а сверху — подвесные потолки. В данной ситуации это выглядит немного не к месту, но за заключенных, проходящих по дорожкам на прогулку или допрос, стало приятно. Здесь же нам показывают душевые кабины. "В соответствии с законодательством люди моются раз в неделю. Если есть просьба от заключенного, эта возможность ему предоставляется дополнительно", — рассказывают сопровождающие. Теперь становится приятно за себя, что "без соответствия законодательству" можно мыться хоть каждый день. Возможность регулярно принимать душ у задержанных появилась только после ремонта. Точно так же, как и ежедневные прогулки. "Когда-то в изоляторе вообще не было прогулочного дворика. Потом построили один, которого катастрофически не хватало. Теперь же у нас три таких дворика, поэтому всем заключенным предоставлена возможность ежедневной прогулки, продолжительностью один час", — поясняет Сергей Карандюк.
Далее переходим к самому интересному — осмотру камер. Здесь последствия "евроремонта" тоже впечатляют. Главное новшество — появление нар, которые заменили общий деревянный настил (на тюремном жаргоне именуемый "сценой"). Кстати, несмотря на все очевидные неудобства, одно неоспоримое преимущество у "сцены" было. Правда, с точки зрения правоохранителей. Общий деревянный настил превращал камеру практически в безразмерный объект, куда при желании можно было поместить и десяток, и больше двух десятков задержанных. Очень удобно во время массовых зачисток города от преступных элементов.
"После появления нар камеры четко рассчитаны на двоих, троих, пятерых или семерых человек. Индивидуальное спальное место для каждого человека — сейчас дело обязательное", — рассказывает Карандюк. Если же перейти на цифры, на каждого заключенного в ИВС сейчас получается около четырех квадратных метров. Этого вполне достаточно не только чтобы лежать в камере, но и прогуливаться. Правда, одна проблема все-таки осталась — по причине нехватки средств пока не всем достается постельное белье.
Другие приятные новшества камер — полностью отгороженный туалет, появление розеток и кранов для воды. Раньше процедура откручивания крана то ли в целях экономии воды, то ли по другим причинам была исключительной привилегией дежурного охранника. А вот благодаря розеткам у заключенных появилось сразу двое благ цивилизации — электрические кипятильники и телевизоры. Последние, по словам начальника ИВС Сергея Карандюка, стараниями родственников заключенных появляются все чаще.
К демонстрируемому мы относимся с неким скепсисом: мол, очень уж смахивает на "показуху". Чтобы развеять наши сомнения, руководство разрешает заглянуть через глазок в другие камеры — действительно, условия везде одинаковые.
На хлеб хватает
В ИВС на питание каждого задержанного ежедневно тратится 5,5-7 грн. "Конечно, красной икры и балыков не даем, — говорит начальник изолятора, — но свою порцию калорий заключенные получают. Питание трехразовое". Кстати, в столичном ИВС всегда кормили значительно лучше, чем в Лукьяновском СИЗО, потому что еду, как правило, здесь получают из обычных столовых. В последнее время подряд на кормежку заключенных получила столовая… центрального аппарата Службы безопасности Украины на улице Владимирской. В этом занимательном факте мы усмотрели некую особую связь между теми, кто сидит, и теми, кто их сажает: питаются они, конечно, по-разному, но зато из одних и тех же кастрюль.
С продовольствием помогают и родственники заключенных: по закону раз в две недели можно передавать 16 килограмм. По словам сотрудников изолятора, иногда они закрывают глаза, если этот норматив немного перебирается в сторону увеличения, например, на пару буханок хлеба. Главное, чтобы в передаче не было ничего запрещенного — алкоголя, наркотиков и т. п. На вопрос, насколько корректно личный состав ИВС относится к передачам, и не было ли случаев, когда некоторые продукты до заключенных попросту не доходили, руководство изолятора отвечает однозначно: "С момента открытия (после ремонта — ред.) жалоб не поступало".
Напоследок интересуемся вопросами безопасности. Последний побег из ИВС был в 1995 году и, по словам руководства, с того времени охранять заключенных стали намного тщательнее. На всех особенностях системы безопасности Юрий Карандюк по понятным причинам не останавливался, зато вспоминил визит коллег из США: "Когда они ознакомились с нашей работой, то сказали, что даже не все их учреждения обладают таким количеством защитных сооружений и систем сигнализации. У нас даже некоторые ноу-хау имеются".