- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
На выход!
Олег Тиньков, председатель совета директоров банка "Тинькофф. Кредитные системы", часто вспоминает, как после продажи им своего пивного бизнеса ему неоднократно говорили "рано" или "дешево". Но в результате он оказался прав. Сегодня на лекциях, которые он читает бизнесменам, Тиньков повторяет как мантру: "Никогда не рано и никогда не дешево: как только предложили, скорее всего, нужно продавать, как это ни странно звучит. Когда видите, что бизнес начинает генерить больше долга, чем прибыли — время от него избавляться". Избавляться можно по-разному: найти стратегического инвестора, продать часть инвестиционному фонду или провести IPO. Иногда же приходится просто выйти из бизнеса. По разным причинам: смена направления или желание сконцентрироваться на других рынках.
Изменение стратегии на внешних рынках вынудило грузинскую финансовую группу Bank of Georgia сначала сократить свое присутствие в Украине, снизив участие в капитале банка (сейчас банк "Перший"), а затем и свернуть инвестиционный бизнес. Впрочем, быстро это сделать не удалось. Официально о своем закрытии компания объявила 31 октября 2011 года. После трех с половиной месяцев инвестиционная компания BG Capital все еще находится в состоянии ликвидации. По той же причине American Express Bank (АЕВ) решил прекратить работу своих представительств в Украине, а всех сотрудников перевести в материнскую компанию. В середине 2009 года банк подал документы на завершающую проверку в налоговую службу, но так и не получил ответа. Через год АЕВ повторил попытку добиться от налоговой проверки, но успехом она также не увенчалась. Сегодня, спустя более чем 2,5 года, Украина осталась единственной страной, где все еще официально не ликвидированы представительства банка. Почему компаниям так сложно уйти с рынка?
Камни преткновения
"Процедура ликвидации для всех компаний одинакова и должна занимать около двух месяцев, но на практике я такого еще не встречал", — рассказывает юрист международной юридической компании Integrites Ярослав Абрамов. Затягивание процесса может зависеть, к примеру, от того, в какой организационно-правовой форме работала компания. Для акционерных обществ возникает потребность аннулирования выпусков акций, что затягивает процедуру ликвидации примерно на месяц. Кроме того, в Украине есть компании, которые все еще работают в форме частных предприятий, совместных предприятий и в прочих формах, которые нынешним законодательством не предусмотрены. Порядок ликвидации таких компаний законодательно не прописан и проходит в основном по нормам Гражданского кодекса, рассказывают в Integrites.
Но форма собственности — не самая сложная часть при закрытии бизнеса. Проблемы начинаются на этапе работы с Государственной налоговой службой (ГНС) и Пенсионным фондом (ПФ), чтобы получить справки об отсутствии задолженностей перед государством, кредиторами и персоналом. В идеале налоговая имеет в своем распоряжении месяц со дня уведомления, Пенсионный фонд — 10 календарных дней. В реальности такая процедура может затянуться не на один год и спровоцировать еще одну проблему. Дело в том, что срок действия справки об отсутствии задолженности, которую по результатам проверки выдает Пенсионный фонд, — 30 дней со дня регистрации в ПФ. Следовательно, при задержке проверки налоговой возникает необходимость проведения повторной — со стороны Пенсионного фонда. Ведь выданная справка уже недействительна. Но второе пришествие ПФ на проверку законодательством не предусмотрено. При этом официальными причинами задержек налоговики обычно называют отсутствие свободных специалистов и плотный график проверок. "Для налоговой это последняя возможность заработать на компании", — говорит юрист ЮФ "Астерс" Юрий Радько.
Денежные отношения
Разрешить вопрос можно по-разному: или обращаться в суд, или договариваться с налоговиками. Если оба варианта не подходят — ждать до бесконечности. "Затраты" на ускорение процесса зависят как от самой налоговой, так и от величины и значимости компании. Юристы в неофициальных беседах приводят случай из практики 2008 года, когда довольно большой украинской компании ликвидация обошлась в 100 тыс. грн. "Такие случаи не редкость, и компании обычно готовы платить, так как понимают, что для налоговой найти у них проблемы не составляет труда", — считает Ярослав Абрамов из Integrites. Если компания работала не один год, налоговой не сложно будет выявить операции, которые та проводила с "сомнительными" контрагентами. А какие именно контрагенты являются сомнительными, знает только сама налоговая, и этот список постоянно меняется, утверждает юрист.
С Пенсионным фондом ситуация полегче. Соответственно и цена вопроса здесь ниже. Перечисления в ПФ идут из зарплатного фонда, а он не может составлять значительную часть расходов компании.
Еще одна структура, с которой предстоит столкнуться, — Госархив, куда сдаются основные документы ликвидируемой компании. Тут, казалось бы, не должно возникать проблем, но документы принимают только в оригиналах. Каждая бумага должна соответствовать правилам ведения деловой документации — иначе их не примут, подчеркивают юристы. И комплект должен быть полным. "Часто компании работают так, как им удобно, и некоторые документы не составляют вообще. Некоторые по разным причинам "испаряются", и их восстановление может значительно затянуть процедуру ликвидации", — рассказывает Абрамов. В случае если недостающий документ затрагивает финансовую отчетность, восстановить его достаточно просто, но если речь, к примеру, об одной из редакций устава, решить вопрос будет сложнее.
Счастливые обладатели всех трех справок — из ПФ, ГНС и Госархива — могут отправляться к Госрегистратору, который снимает предприятие с учета и дает свою бумагу.
Законодательные новшества
Упростить процедуру должны были изменения в законодательстве, которые вступили в силу 20 декабря 2011 года. Новые правила устанавливают сроки для проверок ПФ и ГНС — два-шесть месяцев. Если проверяющие так и не пришли, то их действия расцениваются как "молчаливое согласие", и можно больше не ждать, а идти сразу к Госрегистратору. Кроме того, больше нет необходимости получать заключение аудиторов по ликвидационному балансу, который, по сути, является окончательной финансовой отчетностью компании и показывает, сколько имущества у нее осталось после завершения проверок и выплат кредиторам и сотрудникам. Также изменения в законодательстве позволяют не заверять у нотариуса подписи собственника или собрания акционеров на самом документе и на решении о прекращении работы компании. Но часто, чтобы не допустить ухода компании по "молчаливому согласию", ГНС направляет Госрегистратору письма о том, что ее никто не уведомлял о ликвидации, а следовательно, возможности проведения проверки вовремя не было. "Единственным действенным выходом из такой ситуации может быть обращение в административный суд, хотя на практике мало кто прибегает к судебному разбирательству", — утверждает Юрий Радько.
Сбросить проблемы на чужие плечи предлагают компании по предоставлению услуг ликвидации "за один день", "за неделю". Но можно попасть на мошенников, которые под предлогом ликвидации перепродадут ваш бизнес кому-то другому. Потом они исчезнут, а новый собственник будет требовать вернуть потраченные деньги.
Процедура выхода из бизнеса остается намного сложнее процесса его создания, что негативно влияет на место Украины в общем рейтинге Doing Business, публикуемом Всемирным банком. За прошлый год мы потеряли еще три позиции по критерию "ликвидация бизнеса" (в последнем рейтинге он назывался "разрешение неплатежеспособности"), опустившись на 152-е место из 183 экономик. И хотя новый глава Государственной налоговой службы Александр Клименко уверяет, что в следующем рейтинге мы значительно улучшим свои позиции по этому показателю, бизнес не очень-то верит в эти обещания. Ведь в упрощении схемы ликвидации бизнеса не заинтересованы именно налоговики. А значит, известная поговорка "Вход — рубль, выход — два" будет еще актуальна среди предпринимателей.