- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Нафтогаз" — не налоговая
Кроме незыблемости заниженных цен на газ, правительство и Верховная Рада подложили "Нафтогазу Украины" в бюджете еще один не менее значимый по своим масштабам "сюрприз". В 2005 году НАК придется помимо основной деятельности заниматься сбором налога на добавленную стоимость на импортируемый газ, выполняя эти функции вместо налоговой. Такая норма уже существовала в 2001-2002 гг., и ее результатом стала почти 5-миллиардная недоимка компании перед бюджетом. В "Нафтогазе" эту практику повторять не хотят, поэтому надеются убедить правительство, что их задача не вытряхивание кошельков, а бесперебойное обеспечение страны энергоресурсами
Существенно дестабилизировать работу газовой отрасли в этом году может и отмена с 1 января 2005 года Законом "О государственном бюджете Украины на 2005 год" механизма налогообложения по нулевой ставке налога на добавленную стоимость операций по продаже импортируемого согласно международным договорам природного газа. Механизм нулевой ставки НДС на протяжении 2003-2004 гг. обеспечивал уплату этого налога непосредственно конечными потребителями — промышленностью и предприятиями теплокоммунэнерго. Взимали налог непосредственно местные налоговые администрации, а в структуре реализации импортированного газа предприятиями НАК "Нафтогаз Украины" операции по начислению и взиманию НДС не проводились.
Сейчас же "Нафтогаз Украины", кроме дополнительных обязательств по уплате налогов, вынужден будет перенять на себя нехарактерные для него функции Государственной налоговой администрации по сбору налога на добавленную стоимость. По расчетам "Нафтогаза", только операции по продаже российского газа, полученного в оплату транзитных услуг, приведут к возникновению у компании обязательств по НДС в сумме свыше 900 млн. грн. С учетом туркменского газа дополнительное увеличение налоговых обязательств превысит 2,8 млрд. грн.
При этом нужно учесть, что такими полномочиями, как у налоговой при сборе платежей, НАК не располагает. Соответственно, предприятия, как показывает опыт 2001-2002 гг., будут снижать уровень расчетов за газ (в стоимость которого будет входить и НДС), отдавая предпочтение уплате тех налогов, за которые ГНАУ может начислять пеню или взимать штрафы. Прогнозируемая недоимка теплокоммунэнерго перед бюджетом составит до 2 млрд. грн., однако формальным должником перед бюджетом будет НАК "Нафтогаз Украины". Фактически руководству НАК придется выбирать — или выполнять международные соглашения и стабильно обеспечивать потребности Украины в газе, или своевременно выполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом.
Возникает резонный вопрос: кому выгодно создавать долги, чтобы потом первым обвинять НАК в их неуплате. Ведь, как следствие, виноватых будет много, а поступления в бюджет от сбора НДС реально сократятся. При этом закрепление нулевой ставки в Госбюджете-2005 (а в том, что его будут пересматривать, сомнений нет) позволит добиться качественного увеличения доходов государства. К примеру, в 2003 году НАК полностью рассчиталась с бюджетом, уплатив, с учетом долга за 2002 год, 5,5 млрд. грн. (из них НДС— свыше 1,2 млрд. грн.), а в 2004-м эта сумма возросла уже до 5,7 млрд. грн. (НДС — 802 млн. грн.). В текущем году планировали еще больше увеличить уплату налогов, однако в самом конце декабря получили от Верховной Рады "подарок" в виде отмены нормы о нулевой ставке.
Подобные ситуации уже стали привычными в отношениях газовиков с представителями власти. Однако подобные "традиции" могут привести к невыполнению контрактов с Россией и Туркменистаном, а также подорвать стабильность работы отечественной газотранспортной системы. Желание получить побольше денег от "Нафтогаза" может обернуться очередными поражениями Украины в энергетическом секторе. Поэтому украинским политикам пора пересмотреть свое отношение к газовой отрасли как к стратегически важной, а не как к "дойной корове" бюджета.