- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Налоговую реформу перенесли на осень
В большинстве стран мира нет налоговых кодексов, есть просто набор налоговых законов, отличающихся заметным постоянством. В Украине проблема принятия НК в последнее время стала больше морально-этической, нежели экономической
НА ПРИНЯТИЕ Налогового кодекса все возлагают большие надежды. Во-первых, можно унифицировать многочисленные изменения к законам о налогообложении. Во-вторых, сократить огромное число льгот, тем самым, поставив субъекты хозяйствования в одинаковые условия. В-третьих, путем реформирования можно создать действительно прозрачную систему налогообложения. Кроме всего прочего, грядут парламентские выборы. С одной стороны', депутатам выгодно принять НК, подкупив тем самым голоса избирателей. С другой, каждый понимает насколько это комплексный документ и метод доработок (имеются в виду изменения) тут не пройдет. Ну и немаловажной причиной является показательный опыт России, которая с начала года живет с новой ставкой подоходного налога. Итоги введения плоской 13%-ной шкалы, Касьянов вначале называл "холодным душем", но сейчас успехи нововведения налицо. Вот и получается, что принять НК выгодно всем, тем не менее сделать это пока не удается.
Число предложений и поправок к проекту НК подано уже более 1700. Создается впечатление, что всем хочется побыстрее принять, а действительно работать над созданием комплексного документа времени не хватает. Срабатывает простой принцип: советчиков много, а работников мало. Повторяется ситуация прошлого года, когда проект, прошедший первое чтение, планировалось принять в том же году и рассчитать бюджет на новой налоговой базе. Что из этого получилось, мы уже знаем. В этом году история повторяется: уже апрель, не за горами — бюджет на 2002 год, а воз и ныне там. Именно поэтому на прошлой неделе был проведен круглый стол "Налоговый кодекс: состояние, проблемы и решения", целью которого было выработать единый подход к системообразующим принципам НК, чтобы принять его в этом году. Что, по мнению выступавших, — нереально.
Состояние НК удовлетворительное
ОСНОВНАЯ работа над Налоговым кодексом сосредоточена в бюджетном комитете по вопросам финансов и банковской деятельности. На данный момент комитет проработал концепции изменений налога на прибыль, НДС и акцизов. Из основных налогов остался нетронутым лишь подоходный налог Социальные отчисления также находятся вне сферы настоящего Налогового кодекса. Хотя, в свете последних тенденций увеличения начислений на заработную плату, нельзя упускать шанс реформирования и социальных налогов. За время работы над проектом поступило огромное количество предложений, на сегодняшний день объем проекта составляет более тысячи страниц. Комитет провел так называемую "грубую чистку" налога на прибыль и отклонил около трех четвертей правок. Следующим этапом работы над кодексом будет согласование концепции по основным налогам с правительством, потому что у всех налогов в настоящее время — абсолютно неправильные концепции. Все намерения комитета привлечь к работе на протяжении последнего полугода официальных представителей правительства успехом не заканчивались. То есть принимались решения на уровне премьер-министра, был сформирован совет, но эффективной работы, к сожалению, организовано не было. По словам первого заместителя главы парламентского комитета, работа над НК будет продолжена в не зависимости от участия КМУ. Сергей Терехин считает нереальным принятие НК до конца этого года. Хотя, в бюджетном кодексе уже содержатся нормы, противоречащие новому налоговому законодательству.
Другим фактором, который никак не ускоряет работу, по словам представителей комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, являются непрекращающиеся инициативы, как депутатов, правительства, так и президента по изменениям налогового законодательства. Так, например, недавно вышел Указ Президента "О новой концепции амортизационной политики", который поручил правительству подготовить закон "Об амортизации". Тогда как, правильнее было бы внести изменения механизма начисления амортизации непосредственно в Налоговый кодекс.
Реалии принятия
ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ представителей парламентского комитета по финансам и банковской деятельности технически подготовить проект НК ко второму чтению можно будет не раньше второй половины осени. Но до конца этой сессии внести изменения хотя бы по налогу на прибыль предприятий и НДС, так как при действующих механизмах исчисления этих налогов предприятия не могут нормально функционировать.
За скорейшее принятие НК выступает и КМУ. Снижение ставок налогов на сегодняшний день невозможно без оптимизации расходов бюджета. Так как возникнет временный дефицит в финансировании расходов бюджета. С другой стороны, лучшего времени для принятия кодекса не найти. В экономике страны наблюдается рост, что частично компенсирует временной разрыв в поступлениях от налогов.
Польза от скорейшего принятия НК состоит в возможности одновременно усовершенствовать нормы налогового законодательства. Основная проблема не в том, чтобы подать НК и принять его, а в том, чтобы из того, что было принято в первом чтении, сделать целостный комплексный документ.
Комментарии
Алексей ШИТРЯ, замести тель председателя ГНАУ
В НАСТОЯЩЕЕ время главным должно стать обсуждение вопросов налогообложения. Эта сфера социальной жизни касается каждого гражданина. Взять, к примеру, подоходный налог. Плательщиками этого налога являются около 22 млн. граждан. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день сложившаяся система налогообложения— хаотична. Указы и декреты, в частности, по подоходному налогу, принятые в 1992 году, требуют усовершенствования. Кроме этого, мы имеем большое число изменений к законам о налогообложении. Не так давно ГНАУ провела инвентаризацию законодательного поля, и в итоге оказалось, что у нас есть около 780 законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения. И все это при существовании Закона Украины "О системе налогообложения", следуя которому, другие законодательные акты не имеют права регулировать вопросы налогообложения. Сегодня накоплен достаточный опыт и плательщиками налогов и контролирующими органами, с одной стороны, как обходить жестокие законы, с другой — как административными методами добиваться их уплаты. Это не лучшее решение проблемы.
Поэтому на протяжении прошлого и этого года налоговая администрация ставит задание вносить предложения по улучшению администрирования и переходу на добровольную оплату. Для этого нужны прозрачные законы, которые были бы одинаково понятны плательщику и налоговику. При сложившейся ситуации государство теряет миллиарды гривен, ввиду постоянно вводимых изменений. К примеру, налогообложение СП, изменения ставок акцизного сбора и т.д.
Налоговая администрация будет стоять на том, чтобы как можно скорее принять целостный закон, в данном случае — Налоговый кодекс, в котором была бы изложена вся налоговая система. Та работа, которая ведется в комитете по финансам и банковской деятельности, свидетельствует о том, что основные законы возможно отработать в самые короткие сроки. У меня нет сомнений в том, что технически возможно подготовить проект ко второму чтению.
Валерий АЛЕШИН, председатель комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности
В ПРОШЛОМ году мы приняли политическое решение о том, что НК, принятый в первом чтении, следует принимать за основу. Хотя мы понимали, что экономика не почувствует позитива от этого. Результат можно ожидать только при принятии окончательного документа. В прошлом году комитету не удалось достичь договоренности с правительством о принятии малого кодекса, который содержал предложения существенного снижения подоходного налога, повышения норм амортизации. Это уже могло бы дать позитивный эффект для экономики.
Поэтому можно констатировать неудовлетворение тем, что комитету не удалось переубедить правительство в npoшлом году пойти другой дорогой. Было бы очень хорошо, если бы мы обеспечили совместную работу КМУ, налоговой администрации и нашего комитета.
Говоря о прогнозах, я бы хотел, чтобы Верховна Рада закончила рассматривать кодекс во втором чтении на этой сессии. А на следующей — приняла окончательно. Таким образом, мы могли бы удовлетворить и политические амбиции народных депутатов, которые будут готовиться к следующим парламентским выборам, и тем самым политические партии взяли бы ответственность за этот документ.