НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Налоговую реформу перенесли на осень

В большинстве стран мира нет налоговых кодексов, есть просто набор налоговых законов, отличающихся заметным постоянством. В Украине проблема принятия НК в последнее время стала больше морально-этической, нежели экономической

В большинстве стран мира нет налоговых кодексов, есть просто набор налоговых законов, отличающихся заметным постоянством. В Украине проблема принятия НК в последнее время стала больше морально-этической, нежели экономической

НА ПРИНЯТИЕ Налогового кодек­са все возлагают большие на­дежды. Во-первых, можно уни­фицировать многочисленные измене­ния к законам о налогообложении. Во-вторых, сократить огромное число льгот, тем самым, поставив субъекты хозяйствования в одинаковые условия. В-третьих, путем реформирования можно создать действительно про­зрачную систему налогообложения. Кроме всего прочего, грядут парла­ментские выборы. С одной стороны', депутатам выгодно принять НК, под­купив тем самым голоса избирателей. С другой, каждый понимает насколько это комплексный документ и метод до­работок (имеются в виду изменения) тут не пройдет. Ну и немаловажной причиной является показательный опыт России, которая с начала года живет с новой ставкой подоходного на­лога. Итоги введения плоской 13%-ной шкалы, Касьянов вначале называл "хо­лодным душем", но сейчас успехи но­вовведения налицо. Вот и получается, что принять НК выгодно всем, тем не менее сделать это пока не удается.

Число предложений и поправок к проекту НК подано уже более 1700. Создается впечатление, что всем хо­чется побыстрее принять, а действи­тельно работать над созданием ком­плексного документа времени не хва­тает. Срабатывает простой принцип: советчиков много, а работников мало. Повторяется ситуация прошлого года, когда проект, прошедший первое чтение, планировалось принять в том же году и рассчитать бюджет на новой налоговой базе. Что из этого получи­лось, мы уже знаем. В этом году исто­рия повторяется: уже апрель, не за го­рами — бюджет на 2002 год, а воз и ныне там. Именно поэтому на про­шлой неделе был проведен круглый стол "Налоговый кодекс: состояние, проблемы и решения", целью которого было выработать единый подход к сис­темообразующим принципам НК, что­бы принять его в этом году. Что, по мнению выступавших, — нереально.

Состояние НК удовлетворительное

ОСНОВНАЯ работа над Налоговым кодексом сосредоточена в бюджетном комитете по вопросам финансов и банковской деятельности. На данный момент комитет проработал концепции изменений налога на прибыль, НДС и акцизов. Из ос­новных налогов остался не­тронутым лишь подоходный налог Социальные отчисления также находятся вне сферы настоящего Налогового ко­декса. Хотя, в свете последних тенденций увеличения начис­лений на заработную плату, нельзя упускать шанс рефор­мирования и социальных на­логов. За время работы над проектом поступило огромное количество предложений, на сегодняшний день объем проекта составляет более ты­сячи страниц. Комитет провел так называемую "грубую чист­ку" налога на прибыль и откло­нил около трех четвертей пра­вок. Следующим этапом рабо­ты над кодексом будет согла­сование концепции по основ­ным налогам с правительст­вом, потому что у всех налогов в настоящее время — абсо­лютно неправильные концеп­ции. Все намерения комитета привлечь к работе на протяже­нии последнего полугода официальных представителей правитель­ства успехом не заканчивались. То есть принимались решения на уровне пре­мьер-министра, был сформирован со­вет, но эффективной работы, к сожале­нию, организовано не было. По словам первого заместителя главы парла­ментского комитета, работа над НК бу­дет продолжена в не зависимости от участия КМУ. Сергей Терехин считает нереальным принятие НК до конца это­го года. Хотя, в бюджетном кодексе уже содержатся нормы, противореча­щие новому налоговому законодатель­ству.

Другим фактором, который никак не ускоряет работу, по словам пред­ставителей комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, яв­ляются непрекращающиеся инициати­вы, как депутатов, правительства, так и президента по изменениям налого­вого законодательства. Так, например, недавно вышел Указ Президента "О новой концепции амортизационной политики", который поручил прави­тельству подготовить закон "Об амор­тизации". Тогда как, правильнее было бы внести изменения механизма на­числения амортизации непосредст­венно в Налоговый кодекс.

Реалии принятия

ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ представи­телей парламентского комитета по фи­нансам и банковской деятельности технически подготовить проект НК ко второму чтению можно будет не рань­ше второй половины осени. Но до кон­ца этой сессии внести изменения хотя бы по налогу на прибыль предприятий и НДС, так как при действующих меха­низмах исчисления этих налогов пред­приятия не могут нормально функцио­нировать.

За скорейшее принятие НК высту­пает и КМУ. Снижение ставок налогов на сегодняшний день невозможно без оптимизации расходов бюджета. Так как возникнет временный дефицит в финансировании расходов бюджета. С другой стороны, лучшего времени для принятия кодекса не найти. В эко­номике страны наблюдается рост, что частично компенсирует временной разрыв в поступлениях от налогов.

Польза от скорейшего принятия НК состоит в возможности одновременно усовершенствовать нормы налогового законодательства. Основная проблема не в том, чтобы подать НК и принять его, а в том, чтобы из того, что было принято в первом чтении, сделать це­лостный комплексный документ.

Комментарии

Алексей ШИТРЯ, замести­ тель председателя ГНАУ

В НАСТОЯЩЕЕ время главным должно стать обсуждение вопросов налогообложения. Эта сфера соци­альной жизни касается каждого гражданина. Взять, к примеру, по­доходный налог. Плательщиками этого налога являются около 22 млн. граждан. Ни для кого не се­крет, что на сегодняшний день сло­жившаяся система налогообложе­ния— хаотична. Указы и декреты, в частности, по подоходному налогу, принятые в 1992 году, требуют усовершенствования. Кроме этого, мы имеем боль­шое число изменений к законам о налогообложении. Не так давно ГНАУ провела инвентаризацию законодательного по­ля, и в итоге оказалось, что у нас есть около 780 законода­тельных актов, регулирующих вопросы налогообложения. И все это при существовании Закона Украины "О системе налогообложения", следуя которому, другие законодатель­ные акты не имеют права регулировать вопросы налогообло­жения. Сегодня накоплен достаточный опыт и плательщи­ками налогов и контролирующими органами, с одной сторо­ны, как обходить жестокие законы, с другой — как административными методами добиваться их уплаты. Это не лучшее решение проблемы.

Поэтому на протяжении прошлого и этого года налоговая администрация ставит задание вносить предложения по улучшению администрирования и переходу на доброволь­ную оплату. Для этого нужны прозрачные законы, которые были бы одинаково понятны плательщику и налоговику. При сложившейся ситуации государство теряет миллиарды гривен, ввиду постоянно вводимых изменений. К примеру, налогообложение СП, изменения ставок акцизного сбора и т.д.

Налоговая администрация будет стоять на том, чтобы как можно скорее принять целостный закон, в данном случае — Налоговый кодекс, в котором была бы изложена вся налого­вая система. Та работа, которая ведется в комитете по фи­нансам и банковской деятельности, свидетельствует о том, что основные законы возможно отработать в самые корот­кие сроки. У меня нет сомнений в том, что технически воз­можно подготовить проект ко второму чтению.

Валерий АЛЕШИН, председатель комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности

В ПРОШЛОМ году мы приня­ли политическое решение о том, что НК, принятый в первом чте­нии, следует принимать за осно­ву. Хотя мы понимали, что эконо­мика не почувствует позитива от этого. Результат можно ожидать только при принятии окончатель­ного документа. В прошлом году комитету не удалось достичь до­говоренности с правительством о принятии малого кодекса, ко­торый содержал предложения существенного снижения подоходного налога, повышения норм амортизации. Это уже могло бы дать позитивный эф­фект для экономики.

Поэтому можно констатировать неудовлетворение тем, что комитету не удалось переубедить правительство в npoшлом году пойти другой дорогой. Было бы очень хорошо, ес­ли бы мы обеспечили совместную работу КМУ, налоговой ад­министрации и нашего комитета.

Говоря о прогнозах, я бы хотел, чтобы Верховна Рада за­кончила рассматривать кодекс во втором чтении на этой сессии. А на следующей — приняла окончательно. Таким об­разом, мы могли бы удовлетворить и политические амбиции народных депутатов, которые будут готовиться к следующим парламентским выборам, и тем самым политические партии взяли бы ответственность за этот документ.